Женщина, как транслятор базовых ценностей общества: к проблеме вопроса
Женская культура, во все времена являлась культуроформирующим источником, транслятором базовых моральных ценностей. Анализируя роль женщины в жизни семьи, в системе семейного воспитания сегодня, следует заметить, что имеют место кризисные явления. Очевидно, что роль женщины в семье снижается, поскольку она вытесняется другими агентами социализации.
В последние годы имеет место вмешательство религиозных деятелей в семейно-бытовую сферу и светскую жизнь. Как правило, это характерно для сельской местности, где влияние религиозного фактора сильнее. Идет вмешательство в дела семейные, причем порой довольно бесцеремонно. По сведениям информаторов из Казбековского района, религиозные деятели настоятельно рекомендуют родителям отказаться от «чуждых модных веяний» — посещение девочками с 8 лет светских школ, проведение выпускных вечеров, тематических кружков, занятия девочек спортом. Мало того, духовенство, оказывая давление на мужей во время проповедей, пытается регламентировать дела семейные. Почему это происходит? На наш взгляд, в светских мероприятиях и в образовании духовенству видится причина распущенности женщин, что не соответствует действительности.
Вызывает тревогу пропаганда ранних браков и многоженства, как «традиционного мира исламских ценностей». Девочки выходят замуж нередко с 14 лет, прямо со школьной скамьи, не окончив и школы. Навязывается тезис, что «девочке образование не обязательно, а в некоторых случаях даже губительно». С такой практикой, дагестанское общество рискует возвратиться в XIX век, когда на территории, подвластной имамату, было строжайше запрещено женщинам обучаться письму, чем, по мнению имама Шамиля, он «отнял у женщин возможности нарушать целомудрие».
Образование является важной жизненной ценностью женщины, которое дает ей возможность для профессионального роста, повышения материального благосостояния, а главное, самореализации. Весьма существенна доля женщин в экономике в Дагестане. В общей численности занятого населения 44,1% – женщины.
Дискриминационный характер по отношению к женщине имеет в современном дагестанском обществе и «ренессанс» многоженства. Учитывая высокий уровень безработицы среди мужского населения Дагестана — 48,2, % от общей численности безработных, и низкий уровень жизни, вызывает сомнение возможность обеспечить мужчиной вторую семью. Реальное положение вещей, как видим, существенным образом расходится с гипотетическим, вторая семья «многоженца», как правило, оказывается ущемленной материально. А что касается моральной стороны данной практики, то мужчина, как пишет журналист С. Анохина: «таким образом, легализует любовницу, девушка получает возможность смело смотреть в лицо людям: хоть и вторая, но все-таки жена».
Дискриминационный характер отношения к женщинам осуществляется не только с помощью религиозных ритуалов, но и посредством создания базовых мифов, догм и концептуальных схем, что в итоге приводит к маргинализации женщин.
Если такая тенденция продолжится в ближайшие годы, то в скором времени, девочки, став сами мамами, будут транслировать такие установки своим детям. Ценности детей – это продукт социализации женщин. Жизненные ценности детей складываются не на пустом месте, они пропитаны той атмосферой, которой они были окружены в семье и в обществе.
Необходимо, как на государственном уровне, так и с помощью общественных организаций, решать проблемы, с ранними браками и многоженством.
Автор: Мутиева О.С.
Доцент ДГУНХ