ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ В РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Предлагаем вашему вниманию новое исследование нашего научного консультанта Профессора Сефербекова в сфере гендерных отношений.
…… Традиционное разделение труда в домашних и хозяйственных занятиях народов Дагестана.
Следует отметить, что традиционные гендерные стереотипы, ярко выраженная маскулинность и феминность, распределение ролей и статусов в культуре жизнеобеспечения и соционормативной культуре базировались на дагестанском адате [11], этикете [2] и кодексе чести «яхI-намус». Основу морально-этического кодекса в гендерном его аспекте составляли общественные предписания, аккумулировавшие многовековой опыт предков и включающие в себя понятия «намус», «яхI» («честь», «мужчинство», «целомудрие», «умность»). Понятие «яхI» – это качества личности совершенного мужчины, включавшие благородство, трудолюбие, благочестие, честность, щедрость, уважение к старшим, чувства чести и собственного достоинства, великодушие, смелость, отвага, мужественность, терпение, твердость, выдержка, основательность, аккуратность, чувство долга, обязательность, воздержание от дурных и легкомысленных поступков. Для дагестанки в это понятие входило целомудрие, благочестие, благовоспитанность, трудолюбие, скромность и верность. Следует отметить, что приведенные нами понятия и качества этикета и кодекса чести «яхI-намус» были в большей степени присущи проживавшим в Горном Дагестане аварцам, даргинцам и лакцам, которые, в отличие от народов Равнины (кумыки, терекеменцы и ногайцы) и Южного Дагестана (народности лезгинской этноязыковой общности, дагестанские азербайджанцы, таты и горские евреи), в меньшей степени испытали тысячелетнее влияние тюркской и иранской культур с присущими им этическими нормами и стереотипами.
Как отмечает З.М. Гаджимурадова, в Дагестане традиционное воспитание было направлено на развитие высокоагрессивных личностей, обладающих активным темпераментом. Мальчиков в Дагестане сызмальства воспитывают в духе соперничества и конкуренции, им постоянно внушали, что он должен быть сильным, не давать спуску обидчикам, добиваться своего любым способом [14, с. 229]. Что же касается традиционного половозрастного разделения труда, то о нем писали многие дореволюционные и советские исследователи. О разделении труда на мужские и женские виды указывал один из дореволюционных исследователей Дагестана А.А. Неверовский. Он писал: «Обязанности горцев-мужчин, кроме присмотра за лошадьми и оружием, состоят в том, что они должны вспахать поле, засеять хлеб и покосить сено. Они также снимают, молотят и мелют хлеб, но при этом принимают деятельное участие и женщины, которые имеют в руках все хозяйство и работают в поте лица» [15, с. 29]. Уже в советское время на существующее между дагестанскими мужчинами и женщинами разделение труда обратил внимание побывавший в 1925 г. в Дагестане Фритьоф Нансен, который писал: «Тяжелую работу делают мужчины. Женщины работают дома, доят коров, ухаживают за детьми, изготовляют кизяк, прядут шерсть и вяжут, приносят воду, жнут зерно. Мужчины косят сено, пасут скот, стригут овец, обрабатывают поле, молотят, строят дом и забивают скот. Женщины, кроме того, ткут ковры из овечьей и козьей шерсти. Они вяжут тонкое и грубое лезгинское сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, обшивают золотом бархатную и шелковую ткань. Переметные сумы и мешки для одежды, выполненные ковроткацким способом, чепраки и войлочные или байковые голенища изготовляются также женщинами»
Традиционно в Дагестане мужскими видами труда считались пахота, сев, полив, очистка хлева от навоза, косьба травы косой, вязание снопов и складывание копен в скирды, погрузка снопов на вьючных животных и доставка их к току, молотьба, работа в саду и на виноградниках, выпас скота на отгонных пастбищах и уход за ним, забой скота и обработка шкур, изготовление орудий труда и оружия, отходничество, торговля, строительство террасных полей и садов, прокладка оросительных каналов. Женскими занятиями были: уборка жилья и двора, дойка коров, сбивание масла, приготовление пищи, хождение по воду, заготовка топлива и топка очага, уход за плоской земляной крышей, обмазывание пола и стен глиной и побелка их известью; кормление домашнего скота и птицы; воспитание детей; кройка, шитье, стирка одежды; обработка конопли и льна, пряжа шерсти, тканье сукна, полотна, производство сумахов, паласов, ковров и циновок, валяние войлоков и бурок, вышивание золотыми и серебряными нитями; очистка посевного зерна, мотыжение (культивация), прополка сорняков, косьба сена и жатва зерновых серпом, веяние зерна на току. Ношение поклажи (хворост, сено, корзины с зерном или навозом) на спине – преимущественно женское занятие. Мужчина в Дагестане избегал позиций, закрывающих обзор местности и препятствующих оперативной обороне от врага и кровника, поэтому он не носил поклажу на спине, как и не занимался прополкой. Совместными занятиями были уборка и обмолот хлеба, доставка сена (мужчина на вьючном транспорте, женщина – на себе), заготовка топлива (мужчина рубил лес на дрова, а женщина собирала валежник и заготавливала кизяк)
(Продолжение следует)
Статья размещена в Вестнике Академии Наук ЧР