Skip to Content

ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ В РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Декабрь 8, 2021 Публикации

Предлагаем вашему вниманию новое исследование нашего научного консультанта Профессора Сефербекова в сфере гендерных отношений. (Продолжение)

Как указывал С.Х. Асиятилов, у аварцев за исключением некоторых видов работ строгого разграничения на чисто мужские и женские не было. Наиболее трудоемкие работы, как правило, выполнялись мужчинами. Обязанностью женщины были неоднократные прополки, мотыжение кукурузы, картофеля, сбор урожая, провеивание зерна и доставка его домой. Основная работа в таких кустарных производствах, как ткачество, ковроделие, бурочное дело и шитье, также выполнялась женщинами. Мужчины занимались выпасом скота на летних и зимних пастбищах, всеми видами отходничества и связанными с большими физическими нагрузками работами. Мужчины не переносили груз на спине, не доили коров, не занимались прополкой и мотыжением. Женщины не выполняли работы, связанные с поднятием тяжестей. В экстраординарных ситуациях (например, во время войны) женщины пахали поле и пасли скот на пастбищах вне села. У лезгин в земледельческих работах принимали участие мужчины, женщины и подростки. Пахота, сев, полив, косьба, уход за скотом и упряжью, скирдование, молотьба были делом мужчин. Словом, мужские занятия выполнялись с помощью скота, что нельзя не расценивать как определенный архаизм, корни которого восходят к эпохе первого крупного общественного разделения труда, когда все работы, связанные со скотоводством, выполнялись мужчинами, а труд женщины ограничивался домашними и хозяйственными делами. Сельскохозяйственные работы, выполняемые при помощи мотыги, производились исключительно женщинами. Они же помогали мужчинам во время сбора урожая, молотьбы, уборки сена и т.п. Как указывал в этой связи М.О. Османов, «вообще в земледельческих работах замечается преобладание мужского труда, особенно в той их части, которая требует использования скота». У чеченцев, как и у всех кавказских народов, были работы, выполнявшиеся только женщинами (прополка, уход за скотом дома, приготовление пищи, поддержание дома в чистоте, обмазка глиной пола и стен жилища и т.п.), и существовали мужские виды труда (пахота, сев, уборка урожая, изготовление орудий труда и др. У кабардинцев все работы так же делились на «мужские» (пахота, сев, косьба урожая и травы, скотоводство, ремесла, охота и т.д.) и «женские» (обработка шерсти и изготовление изделий из нее, шитье одежды и обуви, приготовление пищи и т.п.). В соответствии с возрастом, полом и состоянием здоровья членов семьи и определялся круг работы каждого. Глава семьи руководил всеми работами, связанными с земледелием и скотоводством. Из ремесел и домашних промыслов мужскими у дагестанцев считались мельничное дело, пчеловодство, охота, заготовка древесного угля, строевой древесины и сплав ее по реке, обработка металла, дерева и камня. А обработка шерсти, льна, конопли и шелка были женскими занятиями. Что касается гончарства, то в лакском селении Балхар оно считалось исключительно женским занятием, а в лезгинских сел. Кала, Испик, Мюгюч и Еникент, табасаранском сел. Джули и даргинском сел. Сулевкент – мужским. Мастерами войлочного производства у лезгин были мужчины, а женщины принимали участие лишь во вспомогательных процессах, в то время как у аварцев и лакцев это занятие является исключительно женским. У чеченцев мужчины занимались производством сельскохозяйственных орудий труда, столярным и плотницким делом, кузнечным, оружейным и ювелирным, гончарным ремеслом. У кабардинцев, как и у всех горцев Северного Кавказа, содержание лошади считалось исключительной обязанностью мужчин. Наездничество и охота так же были исключительно мужским занятием. Что касается возрастного разделения труда в ремеслах и промыслах, то, как отмечает С.С. Агаширинова, в силу господства домашнего производства у народов Дагестана не могли развиваться сложные формы разделения труда; в простейших вида труда участвовали дети, а в более сложных – только опытные взрослые члены семьи. По этой же причине редким явлением была профессиональная специализация по отдельным видам ремесла и домашних кустарных промыслов.

(Продолжение следует)

Статья размещена в Вестнике Академии Наук ЧР

Предыдущий
Следующий