Skip to Content

Традиции народов Кавказа. Аварцы-каралальцы, дорога в ислам

Апрель 8, 2019 Публикации

Предлагаем вашему вниманию цикл статей нашего друга доктора историчкских наук Руслана Сефербекова, посвященных аварцам.
Одной из этнических групп аварцев являются каралальцы, проживающие в нынешнем Чародинском районе Республики Дагестан. До присоединения Дагестана в состав России каралальцы входили в Карахский союз сельских обществ . В своем историческом развитии он входил в разные государственные образования. С IV в. до н.э. – IV в. н.э. Карах, как и другие раннефеодальные образования Дагестана, входил в раннеклассовое государство Кавказская Албания . В IV в. н.э. по ряду причин социально-экономического и внешнеполитического порядка это государство распалось. На его месте с течением времени образовался ряд новых государств, в числе которых был и Серир, возникновение которого исследователи относят к VI в. н.э. По данным ряда авторов, Серир занимал бассейн четырех рек Койсу, то есть территорию Нагорного Дагестана . В.В. Бартольд указывал, что Серир соответствовал области, населенной аварскими народностями. По сведениям Б.М. Атаева, в IX-XII вв. Серир включал в себя территорию между Грузией, Кипчаком, Ширваном и Дербентом . Как предполагает И.Г. Нурмагомедов, территория Караха также входила в состав Серира . В начале XII века царство Серир распалось, чему в немалой степени способствовало вторжение арабов в Дагестан . На развалинах Серира возникло большое количество отдельных независимых союзов сельских обществ , в числе которых был, вероятно, и Карахский союз сельских обществ.
Жители Серира были язычниками. Принятие ими христианства относится к VIII-X вв. Язычество, а затем и христианство исповедовали и каралальцы. Пережитки язычества сохранялись у них и в период существования христианства, вытесненного исламом .
В ходе своего исторического развития каралальцы, как и другие аварцы, испытали влияние соседней Грузии, которая при царице Тамаре особенно активно распространяло христианство в Дагестане. Процессу христианизации способствовали и традиционные торгово-экономические дагестано-грузинские связи . Как считает А.Р. Шихсаидов, наличие широких политических связей Серира с Грузией «делает вполне вероятным проникновение сюда христианских элементов еще до X в.» .
Вероятно, в это же время христианство проникло и к каралальцам, которые имели с Грузией традиционные экономические и культурные связи. О грузинском влиянии и процессе христианизации каралальцев свидетельствуют зафиксированные Г.Х. Ичаловым топонимы («болъоназул риштIи» – «загон для свиней»; «болъоназул бокьал» – «свиные хлева» и т.д.), предания о грузинском происхождении некоторых поселений, тухумов, личных имен, памятников культовой архитектуры (церкви), могильников, крестов .
В XII-XV веках происходит активное проникновение ислама в Дагестан , чему способствовало ослабление влияние Грузии . Процесс исламизации горных районов Дагестана, в частности Караха, не был связан с арабскими завоеваниями. В IX-X веках арабы «перестали быть носителями ислама в Дагестане, где с самого начала IX в. наступила мирная полоса» . Их место заняли мусульмане Ширвана во главе с чисто мусульманской династией. С конца XI века эстафету распространения ислама в Дагестане, особенно в его горной части, принял Кумух, куда стекались гази – «борцы за веру», которые «рекрутировались из обнищавших в результате становления феодальных отношений общинников» . Устная же традиция каралальцев связывает распространение ислама в Карахе с именем шейха Абу Муслима .
В XV в. ислам в Дагестане в основном утвердился и стал господствующей религией. О времени принятия каралальцами ислама можно судить по свидетельству А.Р. Шихсаидова, который писал, что в 1485 году общество Гидатль стало мусульманским, а общество Карах приняло ислам за сорок лет до гидатлинцев . По данным М.М. Гусейнова, «распространяемый из Кумуха ислам в 1435 г. утвердился в Карахе» . В своем историческом арабоязычном сочинении «История Тледока», события которого относятся ко второй половине XIV века, Мухаммадрафи аш-Ширвани повествует о завоевании курейшитами Султанахмадом и Алибеком вилайята Карахи в семьсот двенадцатом году хиджры (1312-13 гг.) .
О том, что распространение ислама в Карахе происходило не всегда мирным путем, помимо приведенного источника, свидетельствуют и полевые материалы И.Г. Нурмагомедова .
Следует отметить, что, несмотря на многовековое исповедание каралальцами монотеистических религий христианства и ислама в их культуре и быту сохранилось множество домонотеистических верований, восходящих ко времени культа природы во главе с Богиней-матерью , пантеоном и пандемониумом во главе с Богом-отцом. Источниками этих верований служат праздники, обряды, обычаи, лексика и фразеология карарлальцев.
Наиболее древними объектами поклонения каралальцев были небо, солнце и луна, радуга, ветер. В соответствии с их верованиями, небо («зоб») состояло из нескольких ярусов – 7 небес и 7 земель («анкьго зобалги, анкьго ракьалги»). На каждом ярусе будто бы обитали разные существа. Стрелять в небо было нельзя – «грех». Детям нельзя было смотреть на звездное небо, в противном случае на их теле могли появиться родинки. Считалось, что, если указав пальцем на какую-нибудь звезду, а затем на какую-либо часть тела, произнести: «Зодоб цIцIва, гьаниб тIанкI» («На небе звезда, а на теле пятно»), то на этом месте будто бы со временем появится родинка.
Определенные верования и приметы были связаны с солнцем («бакъ») и луной («моцI»). Например, имелась примета – если беременная видела во сне луну, значит, у нее родится мальчик, что в опосредованной форме определяло пол персонифицируемых небесных светил. Существовали и другие приметы: «если во сне увидеть затмение солнца – к смерти близкого человека», «если во сне увидеть луну, падающую на дом – к смерти хозяина этого дома».
Девушек и юношей сравнивали с этими светилами: «Бакъ-моцI гIадин яс» («Солнце-луноподобная девушка»), «цIураб моцI гIадинав вас» («полной луне подобный юноша»).
Затмения солнца и луны («бакъ-моцI ккве») объясняли тем, что их заслоняли собой «собаки ада» («жужагьасул гьуби»), которые появлялись в тот момент, когда люди особенно грешны, чтобы показать им мощь Всевышнего. В момент затмений люди молили Бога простить их грехи и устраивали обряд поминовения имени Аллаха («зикр»). Смилостивившись, Всевышний будто бы прощал людские грехи, и затмения светил прекращались. Пятна на луне считали «следом от ноги пророка Мухаммеда, когда тот возносился на небо». Если при ярком солнце вдруг шел дождь, дети бегали под ним и приговаривали: «Бакъги, цIадги, царал бертин» («И солнце, и дождь, и лис женится»). Когда какой-либо человек совершал поступок, который от него не ожидали, то говорили: «Бакъ щванараб бахъ гIуж хъвай» («Поставьте отметину туда, куда не достигают лучи солнца»).

Продолжение следует

Предыдущий
Следующий