Роль местных органов власти в адаптации ЦУР по правам женщин
Авазкан Ормонова
Немного предыстории …
В 2013 году была утверждена Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызстана на 2013–2017 годы. В стратегии было подробно расписано, как уже в ближайшие годы Кыргызстан войдет в список передовых стран по борьбе с коррупцией, развитию экономики, свободе для бизнеса и инвестиций и другим показателям. Но на деле эти планы не были реализованы, а по некоторые пункты были провальными.
Уже в 2017 году Кыргызстан должен был войти в тридцатку стран с наилучшими показателями по международному рейтингу «Ведения бизнеса». В рейтинге Doing Business наша страна занимает 75-е место.
Планировали также войти в ТОП-40 мирового экономического рейтинга, но в 2016 году заняли только 96-е место.
В рейтинге вовлеченности в мировую торговлю остановились на 109-й позиции, хотя ставилась амбициозная задача войти в ТОП-60.
Еще в 2017 году мы должны были оказаться в числе 50 стран по индексу восприятия коррупции. Но оказались во второй сотне. (136-е место).
Основные причины нереализованных проектов — отсутствие финансирования, долгий процесс выделения даже имеющихся денег, утомительные процедуры согласования, принятия решений.
В 2015 году на глобальном уроне была принята Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, которую Кыргызстан обязался адаптировать, реализовать и мониторить.
На национальном уровне в КР имеется Стратегия устойчивого развития до 2017 года. Сейчас разрабатывается Стратегия до 2023 года и НСУР-2.
На местном уровне в некоторых ОМСУ имеются стратегические документы, где отдельным направлением отмечено достижение гендерного равенства. Однако, вопрос финансирования и средств реализации остаётся открытым.
Сегодня на положение женщин негативно влияет ряд существующих социально- экономических проблем, к которым относятся бедность, социальная незащищенность, безработица, ограниченный доступ к услугам здравоохранения и образования, к ресурсам и их распределению, проявление различных форм насилия в отношении женщин, неравенство в разделении власти и принятии решений на всех уровнях и др.
Статистика показывает, что женщин в ОМСУ в 2004 году было избрано 19% женщины, в 2008 году — 17%, в 2012 году — 12%, в 2016 году — 10%. Женщины лишены возможности в полной мере участвовать в процессе принятий решений во всех сферах жизни.
Следствием такого неравенства являются высокий уровень младенческой, детской и материнской смертности. По оценкам ВОЗ/ЮНЭЙДС, Кыргызская Республика входит в число 7 стран с наиболее высокими темпами роста эпидемии ВИЧ в мире. За период с 2001 г. количество случаев ВИЧ- инфекции увеличилось в 37 раз, а за последние 5 лет продолжает увеличиваться на 10-19% в год. Увеличивается число случаев среди женщин и детей.
Миграция – остро стоит на повестке дня моего региона. Она влечёт за собой массу социальных проблем: брошенные дети и старики, увеличение числа суицидов среди подростков, низкий уровень образованности и грамотности, ранние и незарегистрированные браки, высокий уровень разводов, низкий уровень жизни, особенно среди уязвимых слоёв населения, к которым относятся женщины и девочки, высокий уровень насилия в отношении женщин и девочек и детей в целом.
Местная власть в полной мере обладает необходимыми рычагами для решения вопросов достижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и девочек. Здесь важна политическая воля и понимание процессов.
Исходя из предыдущего опыта местной власти необходимо:
Разработать собственные стратегии, планы и программы по устойчивому развитию для каждого органа местного самоуправления.
Увязать концепции и программы развития с бюджетным процессом, обеспечивая их необходимыми финансовыми и иными ресурсами.
Регулярно проводить мониторинг достижения ЦУР
Развивать кадровый потенциал.
Создавать и поддерживать партнерство и сотрудничество с женскими организациями и другими организациями гражданского общества
Для нас важно, чтобы каждая женщина и девочка была сильна, жила в безопасности, и уверена в своих силах и имела право голоса.