В Махачкале прошла международная конференция «Сохраняя традиции, стать современными». После ее завершения директор дагестанского Центра гендерной политики Хатима Омарова рассказала корреспондентке интернет-портала «Россия для всех» Патимат Расуловой о целях проведения конференции по гендерной политике и ее важности, о том, что это такое и каковы итоги мероприятия.

 

— Хатима Алиевна, на днях в Махачкале провели вторую международную конференцию. Чем вызвана такая необходимость?

— Северный Кавказ был достаточно глубоко интегрирован в Россию к концу коммунистического периода. Очень высок был уровень образованности, интерес к европейской культуре и России был значительным. По исследованиям статистического управления 1985 года, количество женщин с высшим образованием на 1000 человек в ДАССР был самым высоким в СССР. Но с произошедшим переворотом в обществе начинается процесс стремительного цивилизационного дрейфа Кавказа от России, утраты общего ритма одной страны. Усиливаются линии напряжения между суфиями и салафитами, между отдельными кавказскими этносами. Кроме идеологической составляющей есть еще правовая составляющая, что очень серьезно сказывается на положении и ощущении безопасности кавказских женщин. Появилась конкуренция между правовыми системами, такими как адаты и шариат, и легалистским правом, пока еще неоткрытая, сегментированная территориально. На некоторых территориях Чечни, Ингушетии, в меньшей степени в Дагестане и не столь явно в других республиках СКФО существует только шариат как религиозно-правовая система в регулировании вопросов, связанных с семейно-бытовыми отношениями. Легалистское право, связанное с регулированием социальных отношений, становится риторическим и применяется, когда нужно оформить решение легально, провести его через суд или администрацию. Убийства чести, вопросы многоженства, домашнее насилие — все это уже почти вышло из-под юрисдикции государства. Наша задача в таких условиях — это систематическая, каждодневная, целенаправленная работа среди женщин, чтобы повысить их самосознание, вернуть семейно-бытовые отношения в русло легального права. И именно освещение проблемы дискриминации женщин позволит провести работу по демократизации общества, не вызывая в нем идеологического раскола.

 

— Не является ли проведение конференции по гендерному равноправию несколько провокационным в Дагестане, где не приветствуются деловые качества и самостоятельность женщины?

 

— Мне часто задают этот вопрос. Это клише, которое нужно пересмотреть. В процентном соотношении занятых работой женщин больше, чем мужчин. Но работают в основном на рынках, в магазинах, в сфере обслуживания. Их крайне мало в высших эшелонах что власти, что бизнеса. Мы как раз и говорим, что нужно устранить эту дихотомию.

 

— На конференцию приехали ведущие специалисты в области гендерной политики из различных стран и регионов РФ, но, однако, слабо был представлен сам Дагестан. Чем это можете объяснить?

 

— Думаю, это связано с общей социальной апатией в Дагестане. Нет веры, что своими силами можно что-то изменить в обществе. Сложившаяся ситуация требует, на наш взгляд, сложных и скоординированных усилий нескольких участников, в первую очередь правительственных и неправительственных организаций, средств массовой информаций, правоохранительных органов, в противодействии насаждаемому в обществе идеалу инфантильной, неполноценной женщины, которая является объектом опеки со стороны мужчин семьи, рода.
Также за последние годы третий сектор в Дагестане ослаб, единственным источником финансирования остается Фонд президентских грантов. Местные некоммерческие организации не могут представить проекты, которые могли бы конкурировать с московскими, петербургскими НКО. Если на первой конференции было много сельских женщин, которые на дискуссионных площадках обсуждали, как привлечь женщин в социальную жизнь, на сей раз их было крайне мало. Прискорбно, но все страсти общественной жизни переместились в социальные сети. Сама идея конференции вызвала бурную реакцию в сетях, общество разделилось на два лагеря: один лагерь ратует за хранительницу очага, а другой заявляет: что я не умею делать из того, что может мужчина?

Думаю, Союз женщин Дагестана может сыграть большую роль в привлечении женщин в социально-политическую жизнь как представитель в Дагестане Союза женщин России, объединяющего женские советы, союзы, ассоциации, комитеты и клубы, действующие в 82 регионах России и пользующиеся поддержкой государства. Но методы работы местного союза женщин архаичны. Наряду с тем, что они создают советы девушек в учебных заведениях республики, аналога которым нет в других регионах страны, направленные на повышение уровня духовно-нравственного воспитания девушек, утверждение семейных ценностей, развитие здорового образа жизни, приобщение к традиционной культуре, нужно учитывать реалии современного мира. И девушек нужно прежде всего научить быть самостоятельными, самодостаточными гражданами общества, чтобы снизить уровень требований и потребительского отношения к современному мужчине.

 

— По вашему мнению, как относятся к эмансипации и феминизму в республике и в стране в целом?

 

— Хочу внести ясность: Центр гендерной политики занимается гендерологией, не феминологией!
Гендерология — это наука о закономерностях формирования и развития полоролевой дифференциации общества, о динамике сходств и различий в природном (биологическом) и культурном (социальном) существовании женщин и мужчин.

Феминология — наука и учебная дисциплина реализации первоочередных мер по улучшению положения женщин.

Гендерное равноправие — равноправие мужчин и женщин. Изучение социальной жизни мужчин и женщин, особенностей социальных ожиданий от мужчин и женщин.

Феминизм, появившийся в свое время как политическая борьба женщин за свои права, в последние годы превратился в пугало для общества, скатившись в радикализм. В цивилизационном кризисе Западной Европы виноват радикальный феминизм отчасти. Превратившись сами в бесполые существа, женщины превратили и общество в бесполую массу. Родитель А и родитель Б! Это противоестественно! Недопустимо воевать с природой, мужчина должен оставаться мужчиной, а женщина — женщиной, иначе это путь к вымиранию! И мы не должны быть похожими на мужчин, чтобы быть равными с ними. Мы хотим принадлежать своему полу, но иметь возможность влиять на те решения, от которых зависит наша жизнь, жизнь наших детей!

Мы разные, но мы равные!

По данным российской независимой компании маркетинговых и социологических исследований ROMIR Monitoring, женщин считают более практичными, менее коррумпированными и социально ответственными. По данным же исследований института «Общественная экспертиза», женщины — депутатки Государственной Думы вдвое активнее участвуют в обсуждении законопроектов, среди них за все годы не было ни одной, которая ни разу не выступала за срок депутатства, в отличие от некоторых мужчин, они активнее встречаются с избирателями, вносят предложения и направляют запросы. И самое главное, женщины-депутатки, независимо от партийной принадлежности, были единодушны в голосовании по ряду вопросов, касающихся повседневных нужд граждан, образования, здравоохранения, воинской службы и так далее. Выводы, сделанные исследователями: если бы даже в таком, каков он есть сегодня, парламенте женщины составляли хотя бы треть депутатов, мы жили бы в другой, более социально ориентированной и справедливой стране.

 

— О каких важных проблемах говорили на конференции? Как с ними бороться и в чем вы видите свою роль в решении этих проблем?

 

— Требуется защита не только женщин от видов приватной и публичной дискриминации, но и защита мужчин от чрезмерных требований как социума, так и семьи. Эти требования привели к разнице в продолжительности жизни российских женщин и мужчин больше чем в 10 лет.
Мы уже живем тысячи лет без охоты и очага, где не требуется поддерживать огонь в очаге и приносить домой дичь, но мы до сих пор от женщин требуем сохранять очаг, а от мужчины — добычу. Может, настало время поменять этот стереотип? Может, пора перестать относиться к мужчине как к объекту удовлетворения наших нужд?

И основная проблема современного женского движения в том, что современные женские политические объединения разрознены и не являются серьезной политической силой, прежде всего в силу своей малочисленности, отсутствия массовой социальной опоры в женской среде. Женщины, занимавшие руководящие посты в политических партиях — А. Федулова, Е.Ляхова, М.Добровольская, Н.Андреева, С.Горячева, С.Умалатова, В.Новодворская, И.Хакамада, Л.Слизка, — сошли с политической авансцены. Они могли бы войти в состав женской политической элиты, но они малочисленны, и нет единства действий, сформированного группового сознания, общей воли к действию.
Разобщенность новой политической женской элиты, самоизоляция ее представителей остаются главными причинами слабости женского движения в теории и на практике. И женская элита, действовавшая в доперестроечное и перестроечное время, оказывающая влияние на решение женских социально-политических и экономических проблем, в современных условиях не только сократилась, но и деградировала.

 

— Назовите самые важные итоги конференции. На какие дополнительные вопросы следует обратить внимание в следующий раз?

— Хочу просто озвучить итоговые резолюции в ответ на ваш вопрос.

1. Учитывая тот факт, что Дагестан является самым полиэтничным и поликонфессиональным регионом России, с устойчивыми традициями социального взаимодействия, участники конференции считают целесообразным избрать его в качестве пилотного для реализации программ в регионах с исламской традицией.

2. Обратиться в администрацию президента РФ, в администрации субъектов СКФО с предложением создать министерство, агентство или любой другой орган по работе с женщинами и детьми для привлечения женщин в политику, социальную жизнь, для снижения накала политической борьбы и конфликтности в кавказском обществе.

3. Обратиться в администрацию президента РФ с предложением о внесении в избирательное законодательство и закон «О политических партиях» конкретных поправок, которые могли бы обеспечить выравнивание позиций женщин и мужчин в российском избирательном процессе, а значит, и в российской политике. При выдвижении политическими партиями списков кандидатов число кандидатов одного пола не может составлять менее 30%. При этом в списке не должно состоять подряд более двух кандидатов одного пола. В избранных съездами руководящих органах политических партий должно быть представлено не менее 30% лиц одного пола.

В СКФО наблюдается глубокое противоречие между формальным курсом на демократизацию российского общества (в частности, принятая национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, утвержденная премьер-министром России Дмитрием Медведевым), на претворение в жизнь конституционного принципа равных прав и возможностей полов, с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни — с другой. И наша конференция была первой в РФ, которая подняла эту проблему. Надеемся, что эстафету подхватят и другие регионы и мы добьемся достойного количественного и качественного представительства женщин на уровне принятия решений.

В заключение хочу выразить надежду, что центральная и местная власть, наконец, поймет, что привлечение женщин в социальную и политическую жизнь в кавказских республиках — это не дань идее гендерного равноправия, что вызывает отторжение у многих наших сограждан, а насущная необходимость для снижения клановой, политической, религиозной борьбы и превентивная мера против радикальной исламизации женщин.

© Из личного архива
Хатима Омарова

http://dag.rus4all.ru/exclusive/20170720/728268933.html