Skip to Content

Сентябрь 27, 2018 Публикации

ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ДАГЕСТАНА (XIV-XIX ВВ.)

Уклад жизни каждого народа характеризуется некоторыми

особенностями, свойственными только этому народу или определенной

этнической группе. У народов Северного Кавказа, и в частности Дагестана,

исторически сложился особый военизированный быт, который способствовал

формированию у населения своеобразных черт характера. Данный уклад

жизни, безусловно, накладывал свой отпечаток и на женщин.

Многие исследователи, характеризуя женщин-горянок, отмечают у них

черты, присущие мужчинам: воинственность, бесстрашие, мужественность,

смекалку. На воинственность женщин Дагестана оказали влияние несколько

факторов. На наш взгляд, истоки женской воинственности (не только

женщин Кавказа) уходят своими корнями в эпоху матриархата. Со времен

матриархата сохранился у народов Северного Кавказа обычай почитания

старшей женщины в роду и культа женщины — матери. Так, например,

особым уважением пользовалась девочка, рожденная в семье первой.

Несмотря на то, что со временем роль мужчины во всех сферах жизни

стала доминирующей, но отголоски матриархата давали о себе знать и в

другие исторические эпохи. Так, например, у многих народов Дагестана

женщины преклонного возраста и сегодня состригают волосы на затылке

Во-вторых, это был внешний фактор. Как известно, выгодное

стратегическое расположение Дагестана привлекало к нему внимание многих

завоевателей, и он неоднократно подвергался нападению со стороны

многочисленных поработителей. В разное время на непокорную страну гор

устремляли свои взоры арабские завоеватели, монголо-татары, полчища

Тимура и Надир-шаха и др. А всякая война — это, безусловно, испытание, и

особенно для женщины. У горянок Дагестана, в силу военизированного

уклада жизни, многочисленных войн, постоянной угрозы нападения со

стороны врагов, выработались прекрасные военные навыки. В истории

дагестанского народа можно встретить немало примеров героического

поведения женщин-горянок, которые взявшись за оружие, защищали родную

землю.

Далеко за пределами Дагестана известен подвиг юной девушки Парту-

Патимы из лакского селения Кули, которую прозвали дагестанской «Жанной

Д’ Арк».Когда в 1396 году крохотный Дагестан пытался покорить грозный

завоеватель Тамерлан, то борьбу дагестанских народов с иноземными

захватчиками возглавила девушка Парту Патима, своим примером

вдохновившая воинов на борьбу против «Грозы Вселенной» — Тимура.

Благодаря ее героизму горцы одержали победу. Парту-Патима стала для них

настоящей героиней.

В период кровопролитной Кавказской войны женщины-горянки также

принимали участие в боевых действиях, а при необходимости вставали на

место своих убитых мужей и сыновей и показывали пример настоящего

героизма.

По мнению некоторых исследователей, участие женщин в боевых

сражениях Кавказской войны объясняется только лишь катастрофической

нехваткой боеспособных мужчин. Объяснить данный феномен, на наш

взгляд, можно тем, что долгая, изнурительная война практически истребила

все мужское население Дагестана, а не только боеспособное. В аулах

оставались немощные старики, дети и женщины.

Что же касается участия женщин в политической жизни Дагестана, то

их было не так много. И, как правило, это были женщины из

привилегированных сословий, жены и дочери ханов и беков, которые, в силу

определенных обстоятельств, могли оказать влияния и на политические

события. Но необходимо отметить, что эту возможность они получали только

после смерти своих мужей или же при их болезни.

Известно, что в конце XVIII века правительницей Дербента была Тути-

Бике. Ее сильный характер проявлялся во многих сложных ситуациях. Так,

однажды ее брат Эмир Хамза, ложно известив свою сестру Тути-бике о

смерти ее мужа Фатх Али-хана, потребовал сдачи крепости Дербента.

Однако она, распознав коварство своего брата Эмира Хамзы, собрала своих

сторонников и стала оборонять город. Одевшись в мужское платье, она

постоянно появлялась на стенах города и своей неустрашимостью ободряла

защищавшихся жителей. Именно благодаря Тути-бике Дербент, выдержав

осаду 9 месяцев, голод и мучения, не сдался. Следует отметить, что, завоевав

уважение жителей Дербента, Тути-бике после смерти своего мужа Фат-Али-

хана смогла решать самостоятельно многие важные политические задачи.

Безусловно, наиболее яркой личностью в политической жизни

Дагестана в первой четверти XIX века была правительница Хунзаха Паху-

бике, вдова Аварского хана Алисултан-Ахмеда. Известно из источников, что

она играла важную роль в политических событиях Кавказской войны.

Несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в Дагестане, Паху-

Бике не боялась открыто симпатизировать царским властям, чем вызывала

гнев у мюридов. А в 1830 г. Паху-бике, выступив открыто против мюридов

Гази-Магомеда, на деле доказала, что женщины-горянки способны решать

самостоятельно и политические задачи.

Жизнь Паху-бике трагически оборвалась в 1834 г. Мюриды Гамзат-

бека убили ее сыновей Нуцал-хана и Ума-хана, а затем на площади

прилюдно казнили ее, всадив в горло кинжал. Паху-бике стойко приняла

смерть и навсегда осталась в памяти народа, в ее легендах и песнях. А самое

главное, жестокая расправа над Паху-бике настроила против мюридов

многих жителей Дагестана и подняла волну социальных протестов.

Итак, рассмотрев некоторые аспекты участия женщины в социально-

политической жизни традиционного общества Северного Кавказа, можно

сделать вывод, что она не была «забитой женщиной гор». Как видно из

приведенных выше примеров, в определенные исторические моменты

женщины принимали самое активное участие в жизни общества, являлись

непосредственными участницами социально-политических процессов.

Безусловно, история Тути-Бике, Ханум-бике Каракахан-бек кызы и Паху-

бике и их деятельность не совсем вписываются в сложившийся стереотип

кавказской женщины исследуемых периодов. Но их история лишний раз

заставляет нас по-новому взглянуть на роль женщин в жизни традиционного

северокавказского общества.

Мутиева О.С., Кандидат исторических наук

Предыдущий
Следующий