ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ДАГЕСТАНА (XIV-XIX ВВ.)
Уклад жизни каждого народа характеризуется некоторыми
особенностями, свойственными только этому народу или определенной
этнической группе. У народов Северного Кавказа, и в частности Дагестана,
исторически сложился особый военизированный быт, который способствовал
формированию у населения своеобразных черт характера. Данный уклад
жизни, безусловно, накладывал свой отпечаток и на женщин.
Многие исследователи, характеризуя женщин-горянок, отмечают у них
черты, присущие мужчинам: воинственность, бесстрашие, мужественность,
смекалку. На воинственность женщин Дагестана оказали влияние несколько
факторов. На наш взгляд, истоки женской воинственности (не только
женщин Кавказа) уходят своими корнями в эпоху матриархата. Со времен
матриархата сохранился у народов Северного Кавказа обычай почитания
старшей женщины в роду и культа женщины — матери. Так, например,
особым уважением пользовалась девочка, рожденная в семье первой.
Несмотря на то, что со временем роль мужчины во всех сферах жизни
стала доминирующей, но отголоски матриархата давали о себе знать и в
другие исторические эпохи. Так, например, у многих народов Дагестана
женщины преклонного возраста и сегодня состригают волосы на затылке
Во-вторых, это был внешний фактор. Как известно, выгодное
стратегическое расположение Дагестана привлекало к нему внимание многих
завоевателей, и он неоднократно подвергался нападению со стороны
многочисленных поработителей. В разное время на непокорную страну гор
устремляли свои взоры арабские завоеватели, монголо-татары, полчища
Тимура и Надир-шаха и др. А всякая война — это, безусловно, испытание, и
особенно для женщины. У горянок Дагестана, в силу военизированного
уклада жизни, многочисленных войн, постоянной угрозы нападения со
стороны врагов, выработались прекрасные военные навыки. В истории
дагестанского народа можно встретить немало примеров героического
поведения женщин-горянок, которые взявшись за оружие, защищали родную
землю.
Далеко за пределами Дагестана известен подвиг юной девушки Парту-
Патимы из лакского селения Кули, которую прозвали дагестанской «Жанной
Д’ Арк».Когда в 1396 году крохотный Дагестан пытался покорить грозный
завоеватель Тамерлан, то борьбу дагестанских народов с иноземными
захватчиками возглавила девушка Парту Патима, своим примером
вдохновившая воинов на борьбу против «Грозы Вселенной» — Тимура.
Благодаря ее героизму горцы одержали победу. Парту-Патима стала для них
настоящей героиней.
В период кровопролитной Кавказской войны женщины-горянки также
принимали участие в боевых действиях, а при необходимости вставали на
место своих убитых мужей и сыновей и показывали пример настоящего
героизма.
По мнению некоторых исследователей, участие женщин в боевых
сражениях Кавказской войны объясняется только лишь катастрофической
нехваткой боеспособных мужчин. Объяснить данный феномен, на наш
взгляд, можно тем, что долгая, изнурительная война практически истребила
все мужское население Дагестана, а не только боеспособное. В аулах
оставались немощные старики, дети и женщины.
Что же касается участия женщин в политической жизни Дагестана, то
их было не так много. И, как правило, это были женщины из
привилегированных сословий, жены и дочери ханов и беков, которые, в силу
определенных обстоятельств, могли оказать влияния и на политические
события. Но необходимо отметить, что эту возможность они получали только
после смерти своих мужей или же при их болезни.
Известно, что в конце XVIII века правительницей Дербента была Тути-
Бике. Ее сильный характер проявлялся во многих сложных ситуациях. Так,
однажды ее брат Эмир Хамза, ложно известив свою сестру Тути-бике о
смерти ее мужа Фатх Али-хана, потребовал сдачи крепости Дербента.
Однако она, распознав коварство своего брата Эмира Хамзы, собрала своих
сторонников и стала оборонять город. Одевшись в мужское платье, она
постоянно появлялась на стенах города и своей неустрашимостью ободряла
защищавшихся жителей. Именно благодаря Тути-бике Дербент, выдержав
осаду 9 месяцев, голод и мучения, не сдался. Следует отметить, что, завоевав
уважение жителей Дербента, Тути-бике после смерти своего мужа Фат-Али-
хана смогла решать самостоятельно многие важные политические задачи.
Безусловно, наиболее яркой личностью в политической жизни
Дагестана в первой четверти XIX века была правительница Хунзаха Паху-
бике, вдова Аварского хана Алисултан-Ахмеда. Известно из источников, что
она играла важную роль в политических событиях Кавказской войны.
Несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в Дагестане, Паху-
Бике не боялась открыто симпатизировать царским властям, чем вызывала
гнев у мюридов. А в 1830 г. Паху-бике, выступив открыто против мюридов
Гази-Магомеда, на деле доказала, что женщины-горянки способны решать
самостоятельно и политические задачи.
Жизнь Паху-бике трагически оборвалась в 1834 г. Мюриды Гамзат-
бека убили ее сыновей Нуцал-хана и Ума-хана, а затем на площади
прилюдно казнили ее, всадив в горло кинжал. Паху-бике стойко приняла
смерть и навсегда осталась в памяти народа, в ее легендах и песнях. А самое
главное, жестокая расправа над Паху-бике настроила против мюридов
многих жителей Дагестана и подняла волну социальных протестов.
Итак, рассмотрев некоторые аспекты участия женщины в социально-
политической жизни традиционного общества Северного Кавказа, можно
сделать вывод, что она не была «забитой женщиной гор». Как видно из
приведенных выше примеров, в определенные исторические моменты
женщины принимали самое активное участие в жизни общества, являлись
непосредственными участницами социально-политических процессов.
Безусловно, история Тути-Бике, Ханум-бике Каракахан-бек кызы и Паху-
бике и их деятельность не совсем вписываются в сложившийся стереотип
кавказской женщины исследуемых периодов. Но их история лишний раз
заставляет нас по-новому взглянуть на роль женщин в жизни традиционного
северокавказского общества.
Мутиева О.С., Кандидат исторических наук