Skip to Content

Женщины Северного Кавказа: между традицией и современностью.

Июль 16, 2018 Публикации

Республики Северного Кавказа, и особенно полиэтничный Дагестан, как и его ландшафт удивительно красочен, мозаичен и многолик, каждый его уголок по своему уникален и не повторим, в целом являя удивительный мир поразительных контрастов, разделений и взаимопереплетений современного и традиционного, границы между которыми местами глубоки и обрывисты, а местами прочно укоренились образовав свои пространства, и в то же время тесно переплетаясь друг с другом.
Существует сфера, в которой традиции упорно сопротивляются вторжению современности – это гендерная сфера, сфера приватная, особенно охраняемое традицией место здесь занимает отношение к женщине и ее положение в семье и в обществе. Если по отношению к мужчине многие требования традиций стираются, то, по отношению к женщине, они становятся порой даже еще жестче.
Подобные проблемы не являются уникальными и присущими исключительно отдельному народу или республике. С подобными проблемами сталкиваются женщины там, где женщин используют в борьбе с современностью и глобальным поглощением. Но, рассматриваемая проблема в то же время и уникальна своим масштабом, концентрированностью, условиями…
Многие, говоря о положении женщины в северокавказском обществе, ссылаются на ее высокий статус, на защиту традицией. Так было. Раньше. История нам демонстрирует примеры, когда женщина могла играть ведущую роль, некоторые рассказы путешественников нам порой повествуют о важной роли женщины в обществе и уважении к ней. Многие адаты защищали женщин и не были излишне суровы. Ислам, не допускает несправедливости.
Но, теперь все это получило новую интерпретацию и применение в условиях утраты части традиций, фрагментарного слияния и взаимодействия светского и традиционного, сложившегося полиюридизма – своекорыстного выбора между законом, обычаем (адатом) и исламом.
Действительно, в культуре кавказских народов можно встретить много красивых традиций, связанных с уважительным отношением к женщине – с ее почитанием, защитой. Часть из них сохранилась в отдельных семьях. О высоком положении женщины говорит то, что у вайнахских народов, жизнь женщины в случае кровной мести стоит жизни двух человек.
Но современность внесла свои изменения.
Современные традиции можно подразделить на два типа:
— позитивные традиции, которые необходимо поддерживать и сохранять, которые не затронула современность (традиции уважительного отношения к женщине и т.д.). Эти традиции подчеркивают уникальность народа и способствуют сохранению культурного многообразия, т.е. достижения одной из целей стратегии устойчивого развития;
— негативные традиции, которые вступают в противоречие с законом и правами человека, которые защищают сторонники культурного релятивизма (похищения невест, «убийства чести», калечащие операции девочкам и т.д.).
Первый тип традиций хорошо описан учеными и о них часто вспоминают политики и общественные деятели. Поэтому более подробно остановимся на втором типе традиций – на негативных традициях.
На Северном Кавказе мы наблюдаем конфликт неизбежного вторжения современности и попыток защиты от подобного вторжения приватной сферы «традициями». Многие традиции также не остались неизменными. Они трансформировались на протяжении истории, модернизировались и изменялись под влиянием политического, идеологического и даже глобального.
Сейчас мы можем наблюдать активную борьбу против многих традиций (против похищения невест, кровной мести, чрезмерного размера калыма и т.д.).
Мы стали свидетелями изменения многих традиций под натиском арабизации (так, в Чечне изменяют гендерные отношения, форму свадебной обрядности, форму одежды и т.д.). Разрастающееся в регионе салафитско-джихадистское течение глобализирующего политического ислама так же вторгается в сферу гендерных отношений (в Ингушетии имамы данного течения своим влиянием изменяют статус молодой жены в семье, что ведет к отказу от многих традиций, от почитания родственников мужа, свекрови и др., меняет отношение к ранее осуждаемым бракам со вдовой, разведенной и т.д.), оно меняет свадебную обрядность, форму одежды, отношение к повторным бракам, облегчая развод, разрывая связи с семьей, допуская брак с представителем другой национальности, но являющемся представителем данного течения, внедряя полигамию и т.д.
Таким образом, сами традиции модифицируются.
В то же время существуют такие традиции, которые общество тихо и молчаливо поддерживает и защищает.
Большинство из этих традиций связаны с контролем над женщиной и ее сексуальностью. Контроль над женщиной, представляется залогом сохранения общества и нации, стабильности и традиционности. И происходит это якобы «сохранение» исключительно за счет женщины.
Так, одно из моих исследований показало, что «необходимость контроля над женщиной отметили 57,5 % респондентов («важно сохранение ее чести», «доверяй, но проверяй»), противников оказалось 32,5 %, за умеренный контроль — 5 % ».
Контроль воспитанием, как это принято во многих традиционных семьях народов Кавказа имеет важное значение и результат. Воспитание горянки – это то, чем всегда гордились народы Северного Кавказа, способные мудрым наставлением и словом воспитать достойных сыновей и дочерей.
Но вот контроль силой не имеет должного эффекта. Подобные примеры устрашения не учат, потому что они направлены, как правило, исключительно на «слабую» половину.
Контроль можно подразделить на психологический (моральный) и физический. Подобное деление условно, т.к. они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в совокупности служат сохранению патриархальности общества, что для многих означает сохранение общества.
Психологический контроль исполняет превентивные функции (устрашение, угроза, демонстрация наказания за нарушения установленных в приватной сфере негласных правил). И сюда подключились популярные в последнее время социальные инструменты – например, социальные сети «карфаген» и др., сюда же можно отнести угрозу «убийства чести» для девушек и т.д.
Физический контроль над сексуальностью женщин еще более ощутим. Сюда входит то, чему мы посвятили свой социолого-юридический анализ, т.е. то, что противоречит универсальным правам человека, морали, российскому закону. Сюда можно отнести калечащие операции выполняемые девочкам и «убийства чести».
Данные способы контроля над женщиной (ее сексуальностью) вызывают острые дискуссии в обществе. Под вопросом остается их результативность и обоснованность.
Первые два масштабных исследования были посвящены калечащим операциям. Проблема эта существует давно. Она намного сузилась территориально в советские годы, когда часть районов от нее отказалась в период политики «раскрепощения горянки», другая часть отказалась благодаря повышению уровня религиозных знаний и поиску ответов на вопросы связанных с религией), но, местами, в наиболее отдаленных районах практика сохранилась, и в некоторой степени имеет тенденцию к разрастанию. Благодаря своей фрагментарности проблема остается закрытой и неизученной. Около 10 лет назад я впервые столкнулась с проблемой, в 2012 г. озвучила на конференции, был издан ряд узкоспециализированных научных работ, но резонанс в обществе вызвал правозащитный доклад. С тех пор ситуация не изменилась. Проблема так и остается: кто-то ее поддерживает, кто-то отрицает, а кто-то просто о ней не знает. Преодоление данной проблемы легким и быстрым не будет. Это традиция. Традиция, оберегаемая своей группой. Причем женщинами. Даже на ОБСЕ в 2017 г. приходилось слышать вопрос от зарубежных правозащитников: «какой смысл заниматься этой проблемой, когда сами женщины в ней проблему не видят, и являются ее основными трансляторами?». Действительно, как показало новое исследование, вся ответственность за совершение подобной операции лежит именно на женщинах. Они защищают свой мир. Они зависимы от него и от своей общины, и вне ее себя не мыслят». Многие из практикующих не понимают даже, что это адат, религиозное требование, просто этническая инициация или сохранение «нравственности» женщин и «защита» от них мужчин. Они не понимают основных требований к операции, поэтому делают ее все по-разному. Проблема в источниках обоснования. Данная операция не является обязательной, существует лишь ряд хадисов и историй, являющихся слабыми (ввиду их источников), тем более, что любой вред и изменение облика и тела «искажение творения Аллаха» (Коран Ан-Ниса «Женщины», 4:119) в религии запрещены (и это уже не слабый хадис, а аят Корана).
Другая проблема, порожденная физическим контролем, связана с существованием «убийств чести». Данный пережиток до сих пор встречается в регионе. В Дагестане он осуждаем имамами и значительной частью населения, наказывается судебной системой. Почти каждый год, происходят суды за «убийства чести» в регионе, десятки осужденных, отбывают срок за убийство, но проблема полностью не исчезает. Несмотря на признание традиции (которую многие считают исламской) имамы Дагестана считают ее противоречащей и запрещенной религией. Несмотря на то, что мужчины согласно религии должны так же нести наказание, жертвой в большинстве случаев оказывается девушка (за исключением единичных случаев – не более 10% из известных). Во многих адатах встречались иные формы наказания (исключающие убийство), так же по адатам за убийство невинной девушки (которые чаще всего и случаются), виновник, и его семья должны быть наказана вдвойне. По исламу самосуд запрещен, решение может вынести только шариатский суд и при фактически не выполнимых условиях свидетельствования. Поэтому подобное нельзя оправдать ни религией, ни адатом.

Традиции важны. Они способствуют сохранению уникальности и разнообразия мира. Многочисленные полезные, красивые традиции важно удержать от исчезновения, от чрезмерной модернизации, которая происходит в последнее время под влиянием глобализации (вестернизации и арабизации), всепроникающей массовой культуры. Многие традиции веками способствовали крепости брака, сохранению семьи и родственных традиционных отношений. «Люди были созданы племенами и народами», в этом мудрость Творца и красота мира. Но она должна сохраняться не за счет женщин и жестокости. Практика показала, что подобные меры не помогают избежать проблем и не приносят желаемого результата. Намного действеннее традиционное воспитание, уважение в семье. Намного больше сил и времени надо затратить, чтобы воспитать, стать самому примером для подражания, чем запугать или физически и психологически калечить. Но эффект от этого намного выше.
Современное общество запуталось между традицией, религией и современностью. Все перемешалось, наложилось друг на друга, претерпело изменения. Сила «позитивных» традиций в их красоте, вековой мудрости, благородстве. Слабость «негативных» традиций в их противоречии религии, большинству адатов, закону и морали. И, несмотря на это они до сих пор сохранились в нашем обществе. Исключительно уголовным наказанием их не преодолеть, необходима более активная позиция религиозных деятелей и желание самого общества.

Автор: Сиражудинова С.
канд. полит. наук,
Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие», президент

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*