Skip to Content

Женщина-горянка в период Кавказской войны.

Народы Северного Кавказа, в том числе Дагестана, всегда проявляли интерес к своему прошлому, к освободительным движениям своих предков, в особенности к проходившей в XIX в. освободительной борьбе, которую возглавляли Гази-Магомед, Гамзатбек, а в 1834-1859 гг. легендарный герой Шамиль.
Период, когда шла эта борьба и в целом Кавказская война (1801-1864гг.), по-видимому, был самым славным и в то же время самым драматическим в истории народов Северного Кавказа. По своему характеру со стороны русского царизма она была захватническая, грабительская, колониальная война, направленная на аннексию чужих территорий, порабощение или истребление северокавказцев, присвоение природных богатств Кавказа. Со стороны народов Северного Кавказа она являлась оборонительной, освободительной, антиколониальной и антифеодальной.
Интерес к указанному периоду нашей истории возрастает на современном этапе, когда мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, как национализм, пренебрежительное отношение к тем или иным нациям, народностям, к их обычаям, традициям; неуважительное отношение к их национальным героям, выдающимся представителям; восхваление завоевателей, топивших в крови дагестанские аулы; приписывание отрицательных черт целым народам; игнорирование исторических заслуг тех или иных национальностей, особенно малочисленных; возвеличивание и выпячивание исторической роли одних и тех же народов.
В борьбе с названными отрицательными явлениями огромную роль играют научные труды и художественные произведения, в которых освещаются героическое прошлое народов, их борьба за свободу, против социального, национального гнета. Неправильная, тенденциозная, ненаучная трактовка исторических событий может питать и питает отрицательные явления в области национальных отношений, мешает интернациональному и патриотическому воспитанию. Подлинная дружба, братское сотрудничество народов возможны только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа.
Этим обуславливаются весьма важные задачи, направленные на повышение патриотического и интернационалистского сознания людей.
Поэтому следует раскрывать истоки дружбы наших наро¬дов, активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям, нравам, языку, искусству, истории народов России, других народов нашей планеты.
Нельзя забывать, что исторические и религиозные причины способствовали обострению противоречий в области национальных отношений. Следовательно, уважение к истории и религии народов -непременное условие предупреждения отрицательных явлений в этой области, имеющее большое значение для гармонизации национальных отношений. А это в свою очередь требует правильного освещения героического прошлого. Освободительное движение горцев всегда при¬влекало внимание многих историков, общественных деятелей, писателей, поэтов, философов, правоведов разных стран.
Оно освещалось в трудах наших ученых: М.Н.Покровского, С. Габиева, Р.М.Магомедова, Г.-А. Д. Даниялова, X. Х. Рамазанова, С. К.Бушуева, А. Д. Яндарова, X. М. Ибрагимбейли, Г. А. Дзидзария, Ю.У. Дадаев и др. Но тем не менее имеются много интересных, запутанных и неизведанных областей в изучении Кавказской войны и национально-освободительной борьбы за независимость.
Одним из таких областей является вопрос о роле женщины в Имамате и ее участии в национально-освободительной борьбе за независимость.
Данная тема является на сегодняшний день малоизученной, очень интересной и в то же время очень актуальной.
Еще не было издано ни одной монографии, ни отдельно взятой книги, посвященной роли женщины в Имамате и участии ее в национально- освободительной борьбе за независимость. По данной теме имеются воспоминания очевидцев и участников данных событий. Учитывая это, хотелось бы более глубоко изучать данную тему.
По данным многих исследований, для любой страны мира при наличии особых исторических условий, характерно участие женщин в военных действиях. Чем чаще в военные столкновения вовлекались массы гражданского населения, тем более совершенными становились боевые навыки женщины.
Легенды, рассказы и воспоминания старожилов, старинные песни, назму сохранили множество примеров героизма, проявленных горянками в сражении при Ашильта, Ахульго, Гунибе.
Своим мужеством женщины подавали пример мужчинам. Когда погибал муж, супруга надевала его боевой пояс и брала в руки его кинжал; погибшего брата заменяла сестра, приняв его оружие. Мать не успевала оплакивать сына, помогая сражавшимся.
Говоря о женщине – горянке перед глазами появляется образ красивой, умной, верной, мужественной, и в то же время очень хрупкой женщины: женщины – матери, хранительницы домашнего очага и уюта; женщины – героини, готовой пойти на все, ради блага своих родных и близких.
Образ горянки в эпоху Шамиля – это образ женщины-героини, сражавшейся на полях боя, наравне с мужчинами, отстаивая свою независимость. Этим они вызывают глубочайшее уважение в лице своих потомков.

В политической и законотворческой деятельности Шамиля, вопрос о положении женщины – горянки, всегда занимал одно из значимых мест и в решении каких- либо важных вопросов, касающихся женщин, всегда исходил из шариата и конкретных ситуаций.
В связи с начавшейся борьбой за национально-освободительную независимость, в Имамате сложилась неблагоприятная демографическая ситуация в результате гибели людей.
В связи с этим, Шамиль прекрасно понимал, что в условиях усиления роли женщины в Имамате, нельзя держать ее в крепких объятьях адатных норм, надо облегчить ее экономическое и правовое положение.
Основываясь на Коране, он наделил женщину определенными правами, заметно смягчившими обычно — правовые нормы, которые лишали горянку права наследовать общесемейное имущество, особенно недвижимость.
Царский полковник А. Руновский почему-то говорил, что Шамиль был невысокого мнения о женщинах. Но в тоже время приводил примеры, показывающие, что имам решал дела о разделе имущества в пользу женщин.
Причем признает, что Шамиль своими низамами «видел необходимость отнять у недобросовестных мужчин возможность произвола и с этой именно целью установил свой низам, руководствуясь единственно сочувствием к безвыходному положению в их обществе женщин».
Среди нововведений был категорический запрет жестокого обращения с горянками. Суровые меры применялись к тем, которые словом и делом оскорбляли честь и достоинство горянок, что укрепляло их положение в семье и обществе.
Представляет интерес наказание за прикосновение к женщине – ее телу, платью. Прикосновение считалось у горцев нарушением чести женщины.
Имам установил за это преступление наказание – арест на 3 месяца со штрафом.
Положительным моментом явилось издание низамов, направленных против частых разводов, на защиту прав и интересов женщин.
Согласно низаму, при разводе, муж должен был оставить жене не только калым, но и вернуть то, что она принесла из родительского дома.
Шамиль запретил похищение девушек, а муллам предложи не совершать брачный обряд между похитителем и похищенной. Эти меры привели к почти полной ликвидации похищений женщин и к резкому сокращению кровавых столкновений на этой почве.
Результатом не знания положения женщин в Имамате надо расценивать высказывания отдельных авторов о том, что положение горянок в Дагестане значительно ухудшилось «в период распространения мюридистской идеологии. В Имамате Шамиля права женщин в семье были еще больше ущемлены, чем в феодальных владениях и регулировались правилами шариата».
В отличие от Имамата в феодальных владениях ханы, беки, князья часто совершали аморальные действия. Шамиль с негодованием высказывался о подобных действиях: «Похищение отличавшихся красотою девушек, хотя бы они были объявленные невесты: похищали их из родительских домов, иногда из дома мужа, не успевшего увидеться со своей молодой женой; наконец, увод в ханские гаремы открытого силою, был делом самым обыкновенным».
Положение горянок в Имамате было намного лучше, чем в других ханствах Дагестана. Распределение обязанностей между мужчинами и женщинами имело давнюю историю.
Считалось, что мужчине стыдно работать с прялкой, как и женщине за плугом.
В годы войны в разделении трудовых обязанностей произошли некоторые отдельные изменения. Усилилась самостоятельность горянок. Стали заключаться браки между представителями разных народов.
Данное положение дел получило отражение в рапорте Барятинского к военному министру царской России от 4 августа 1859, в котором говорилось следующее: «В продвижении полувековой войны…постепенно сложилось в горах у некоторых племен довольно большое число пленных и беглых чинов…некоторые женились и прижили семейства».
Иногда, бывали случаи, когда девушки сами обращались к Шамилю с просьбой разрешить вступить в брак с русскими воинами, оказавшимися среди горцев. Он разрешал также браки в целях увеличения народонаселения и привязанности их к новой жизни.
Шамиль стремился к гармонизации семейного микроклимата, стараясь не допускать дискриминации женщин.
Полностью укрепить механизм семейных отношений ему не удалось, но усилия в этом деле предпринимались постоянно.
Шамиль требовал гуманного отношения к женщинам, всячески осуждая тех, кто покушался на честь и достоинство горянки.
Данный вопрос специально был обсужден в Государственном Совете.
В принятом обращении к населению Имамата говорилось: «Имам приказал штрафовать лиц, осмелившихся оскорблять словом или действием чужих жен». Ничего подобного представить невозможно в подконтрольных военному командованию феодальных владениях Дагестана и Кавказа. В них женщин подвергали телесным наказаниям. Всеобщее негодование вызвала ссылка мусульман в Сибирь.
Горянки, совершавшие тяжкие антигосударственные преступления, допускались публичному наказанию. Но их никогда не казнили. Шамиль, как человек глубоковерующий и ученый, не мог не знать поверье о том, что тот, кто убьет женщину не будет счастливым.
Заслуга Шамиля в том, что он принял серьезные меры для равноправия мужчин и женщин. Он никогда не допускал несправедливости в отношении женщин. Зная это, горянки часто обращались к нему с жалобами.
Например, в 1847 г. к нему обратилась горянка. Выслушав ее и проверив состояние ее здоровья, он написал письмо наибу Османилау, в котором говорилось следующее: «Привет. Затем, к нам пришла подательница сего письма с плачем и жалобой на то, что Гаджи Гусейн поступил с ней жестоко, избил и не выплатил заработок, который причитался ей за работу и отнял платье. Мы велели Аминат посмотреть ее тело, которое оказалось в синяках. Тебе следует предложить ему уплатить ей заработок и вернуть ее одежду. Нужно также наказать его, как получишь сие послание. Все».
В Имамате поощрялась многодетность, добивались знания женами своих прав и обязанностей. Мужьям объясняли, что унижение жен идет в разрез с наказами пророка. К женам надо относится наилучшим образом, оказывать им знаки внимания, поддерживать, в первую очередь их достоинства, не отвечать гневом на гнев. Руководители Имамата показывали хороший личный пример. В их семьях всегда царили гармония, благоприятный микроклимат, любовь и согласие.
Одной из причин гуманной и справедливой политики руководства Имамата и самого Шамиля в женском вопросе заключалось в том, что шла война, в которой женщины принимали активное участие.
Самая горькая чаща страданий, лишений и утрат в годы борьбы за независимость выпало на долю женщины. Неописуемое горе и унижение испытывали те из них, которые оказались в плену, много погибло их в тюрьмах царской России, в снегах Сибири .
В обязанности женщины в период этой войны входило сохранение социально-экономической основы земледелия скотоводства, обеспечения материального благосостояния. Женщина – горянка должна воспитать воина, достойнейшего защитника родины. Она выполняла все домашние обязанности и в то же время она успевала помогать своему мужу, изготавливая ему порох, подготавливая оружие и все необходимое обмундирование. Женщина горянка в отличие от горцев, никогда не предавала свой народ и не переходила на сторону своего неприятеля. Этим они всегда вызывали уважение и чувства долга перед ними.

Говоря о мужественных мужчинах – борцах за свободу, нельзя не вспомнить героических горянок, которые наравне с ними боролись за свободу и независимость. Много сложено легенд о горянках славно защищавших свою родину.
Участие женщин в борьбе за независимость, в первую очередь, было вызвано катастрофической нехваткой военной мощи, что приводило к привлечению женщин в ход боевых сражений.
Для женщин это считалось не только религиозным долгом, но и реальным шансом повысить свое общественное положение, заслужить уважение мужчин. Есаул Соколов в своих записках отмечал, что русским было «воспрещено под страхом очень строго наказание» употреблять вооруженную силу против женщин, даже «несмотря на то, что они причиняли нам вред, обваривали кипятком, стреляли из пистолетов».
В ходе штурма Ашильта русскими войсками, в июне 1837г. известно, что участвовали женщины которые героически защищали свой аул.
Имеются воспоминание Я. Костенецкого, который также участвовал в штурме Ашильты, и который не питал особых симпатий к горцам, говорится о героизме и мужестве. Отвага ашильтинок просто поразила его: «Я сражался в садах, вон, которые там, над пропастью. Вы знаете чего нам стоило овладеть каждой террасой, и когда мы поднялись уже почти до середины, вдруг в стороне, между густым виноградником мелькнула какая-то странная фигура. Я бросился туда – и что же вижу! Молоденькая, прелестной наружности девушка, как безумная стояла и держала на плечах сових окровавленный труп юноши. Едва увидела меня, она выхватила кинжал и стала в своем грозном положении. Я почувствовал сильное сострадание к несчастной. Вероятно это был труп ее брата или жениха, которого она прибежала искать среди ужасов битвы. Я не убью тебя, — сказал я ей по-татарски. – я не трону твоего трупа. Но если ты сделаешь шаг отсюда, тебя убьют другие. Спрячься здесь… Я посмотрел вниз и увидел, что несколько солдат напали на девушку, вышедшею на чистое место. Она придерживала одной рукой труп, другой с остервенением защищалась… Труп все ниже и ниже, она ловит его руками, но тщетно… вот он на краю пропасти, вот полетел в бездну, и несчастная туда же за ним бросилась… Она схватила его в воздухе и навеки скрылась с ним на дне пропасти».
Женщины всячески помогали, поддерживали войска Шамиля. Передают, что женщины из Караты носили воду из реки и поили жаждущих среди этих сражающихся войск Шамиля, во время сражения в Тарад-Инхали.
Стойко держались женщины при обороне Ахульго с первых до последних дней сражения.
Защитницы крепости сражались с необыкновенным упорством. Например, несовершеннолетняя чеченская девочка Фатима сражалась в Ахульго вместе с отцом и пала смертью храбрых. В 1994-году Дадаевым Ю.У. был записан рассказ о ней, о Фатиме – дочери одного из мюридов – чеченцев. Вскоре после рождения Фатимы мать умерла. Отец сам воспитывал дочь. Отец обучал ее военному искусству, одевал как мальчишку, учил всяческим приемам борьбы. Когда пришло время она отправилась в Ахульго вместе с отцом. Там ее приняли за молодого джигита. Давали ей разные поручения. Ночью, отец обвязывал Фатиму веревкой и спускал с обрыва в Андийское Койсу за водой. Однажды ночью, когда она поднималась на веревке с полным кувшином, вражеская пуля попала ей в ногу. Рана была серьезной, девочка передвигалась с большим трудом. Но в тот роковой день 21 августа 1839 года она лежала за каменным выступом и заряжала ружье отцу. В самый разгар боя ядро из осадного оружия разнесло отца в куски.
Даже тогда она не потеряла присутствия духа, наоборот, стиснув зубы, сжав кулаки, она поползла к обрыву. Здесь она увидела штурмовые лестницы, поднимающихся по ним солдат во главе с офицером. «Собрав последние силы, она камнем упала на выставленные штыки и увлекла за собой в пропасть несколько человек. Так погибла мужественная девочка-подросток из аула Белты. Ее потом нашли в ущелье среди убитых. Она лежала среди солдатских трупов, одетая в черкеску, с окровавленным кинжалом в руке».
В сражениях при Ахульго гибли целыми семьями. Как не восхищаться подвигом такой женщины как Хана, которая с первых дней отважно воевала рядом с мужем и сыном, потом заменила погибшего в бою мужа и погибла сама, грудью заслонив сына от вражеских штыков.
Париханил эбел, которая вступила в бой вместо погибшего мужа. Потом и она погибла, спасая тяжелораненого брата.
В борьбе принимали участие целые семьи мухаджиров. Перед боем жена – мухаджирка спросила мужа: Что будем делать с нашим ребенком? Муж ответил: «Бери кинжал и сражайся. Мальчика же нашего оставь на этом камне». Жена расстелив платок, положив на него свое чадо, вступила в бой.
Не счесть подвигов оказавшихся на Ахульго горянок из Ороты, Коло, Чиркаты и многих других аулов. На долю женщины выпали большие тяготы и лишения. Везде и всюду на долю женщин выпадали неимоверные трудности. Им приходилось помогать мужчинам в бою – готовить порох, отливать пули, заряжать ружья, точить кинжалы. Они заменяли павших защитников крепости, им надо было и оттаскивать мертвых, хоронить их там же, под грохот и взрывы битвы. Для всего этого требовались нечеловеческие силы, которые им давала мать-земля, та самая которую они защищали.
Две чиркатинские красавицы — сестры Гумай и Патимат, старшей тогда было 16 лет, а младшей 13, потеряли на Ахульго всех близких: родителей, братьев, всего — 15 человек близких родственников. Переодевшись в мужскую одежду они сражались как настоящие герои, помогали раненым, больным, а по ночам, страхуя друг друга, спускались по отвесным скалам к реке за водой. В один из вечеров, когда они спускались из нового Ахульго к речке Ашильтинке за водой, их схватили. Утром все в крепости узнали, что сестры-красавицы в плену. Об этом узнал и молодой парень по имени Яхья, который был влюблен в Гумай. В следующую ночь Яхья взял в плен и доставил на Ахульго царского офицера — апшеронца. С разрешения Шамиля и генерала Граббе был произведен обмен пленными. Гумай вернулась на Ахульго, а сестра так и осталась в плену. 22 августа, когда над Новым Ахульго засверкали царские штыки, Гумай и Яхье уда¬лось перебраться на Старое Ахульго. Яхья был дваж¬ды ранен, нога была перебита снарядом, и он не мог двигаться. Гумай тоже была ранена, но жажда жизни и любовь спасли их. Поддерживая друг друга, они спустились ночью в одну из пещер на южном склоне Старого Ахульго, а затем переправились на левый берег реки Андийское Койсу. Яхья стал потом близким сподвижником имама Шамиля, геройски сражался, вплоть до пленения имама. Сегодня в Чирката живут и работают десятки добрых и трудолюбивых потомков Гумай и Яхьи.
А младшая сестра, которую из-за красоты называли горной розой Патимат, будучи в плену, оказалась в Кизляре, где позже вышла замуж за русского офицера и прожила счастливо со своей семьей до старости. Рассказывают, что ее потомки — удивительно красивые люди, живут сегодня в Кизляре, Ставропольском крае, в Астрахане и Махачкале.
«Семья Халунмеседо из шести человек поднялись на Ахульго в числе первых, в начале июня. Первым погиб отец, потом погибла мать Халунмеседо, одевшая боевой пояс мужа. Остались четверо детей: два брата, одному 14, другому 12 лет, и две сестры, одной 9 лет другой 6 лет. 17 августа погиб один брат, 22 августа — другой. Когда царские солдаты поднялись на Ахульго, сестры взялись за руки и бросились в бездну, навечно скрывшись в бурном потоке Андийского Койсу».
В стычке, с кинжалом в руках, погибла жена Шамиля Джавгарат, с нею был грудной ребенок. Чтобы не попасть в руки врагов, сестра Шамиля Фатима ждавшая ребенка, прыгнула с обрыва в Андийское Койсу, не желая попасть в плен.
Красиво описывается ее героическая гибель в боях за свободу своей родины.
«Когда в горах в одном бою
Убиты были все мужчины, Враги ползли к ней по лощине,
Чтоб взять как пленницу свою.
И на врагов, ползающих вверх,
Ногой отталкивал камни,
Кинжалом отражая тех,
Кто достигал ее руками.
Потом она, шепча «Свобода»,
Орлицей метнулась в воды
Не замолкающей Койсу.
Чудеса храбрости показала сестра «выдающегося храбреца» Сурхая Колобского – меча обнаженного против неверных и тиранов. Хайдарбег Геничутлинский отнес ее к числу женщин-мучениц за веру. Когда погиб брат, она надела его бурку и чалму, затянула боевой пояс, взяла саблю, бросилась на вражеское войско и сражалась, пока не пала в бою. Она стала мученицей за веру вслед за своим братом, которого она так жалела.
Эти были героические горянки. Старики вспоминают песни в которых поется о горянках, не уступавших в бою мужчинам, на счету их было по тридцать – сорок, а то и пятьдесят царских солдат и офицеров, рвавшихся в Ахульго.
Среди героев, павших на Ахульго, достойное место принадлежит мюриду Саадуле и его жене Хутай из Ораты. На Ахульго они пришли всей семьей, убежденные, что свободу должны отстаивать все – от мала до велика. В трагические дни августа 1839 года тяжело раненого, изуродованного ядром, умирающего Саадулу подхватила супруга Хутай. Он успел только показать взглядом на свое оружие. Надев боевой пояс мужа, Хутай ринулась на апшеронцев, поднимавшихся по отвесным скалам Ахульго. Вскоре она была ранена и, чтобы не оказаться в руках врагов, попросила двух своих дочек, помочь ей доползти до обрыва над Андийским Койсу. Оказавшись на краю пропасти, она столкнула детей, а потом и сама полетела вниз, в пропасть. Таким же образом поступила с маленькими дочерьми и сама бросилась в бушующую реку Зулейхат из Чиркаты.
Русский военный историк Милютин Д.М. писал: «Даже женщины оборонялись с исступлением, бросаясь без всякого оружия на целый строй штыков»
Сражение близилось к концу – силы сражавшихся были слишком неравны. Д.А. Милютин оставил описание ужасной картины Ахульго после последнего штурма. Он пишет, что «тягостно было для войск переносить смрад, наполнявший воздух от множеств мертвых тел». В плен было взято до 900 человек, большей частью женщины. Но оставшиеся защитники крепости проявляли невиданной выдержки храбрости.
О тех трагических днях в народной песне поется:
Жены погибших мужей,
Сестры погибших братьев,
Матери, лишившиеся сыновей,
Сироты, чьи погибли отцы…
О, эти вопли несчастных!
О, эти горестные стоны!
Надев оружие погибших,
Собираются на битву,
Хоть и слабые силой,
Но сильные духом…
Кто видел в те дни Ахульго,
Лишился бы чувств.
Кто осмыслил бы это —
Потерял бы разум.. .
В другой песне есть и такие строки:
С тяжелыми вздохами, с горячими слезами
Приходилось убивать любимых жен,
Чтобы спасти от унижений…

«Каждую саклю, каждую пещеру войска должны были брать оружием. Горцы, несмотря на неминуемую гибель, ни за что не хотели сдаваться и защищались с наступлением. Женщины и дети с камнем или кинжалом в руках бросались на штыки или с отчаянием бросались в пропасть, на верную смерть. Трудно изобразить все сцены этого ужасного, фантастического боя: матери собственными руками убивали своих детей, чтобы только не доставались они русским»,- писал Д.А. Милютин.
Израненные, полуживые женщины, уже окруженные со всех сторон, продолжали бросаться на царских солдат и голыми руками пытались душить их.
Хайдарбек Геничутлинский, говоря о последнем дне на Ахульго, писал: «То был воистину день, подобный малому светопредставлению. Люди были словно пьяные. Матери, кормящие грудью, забывали о своих грудных детях».
Во время встречи Шамиля с Пулло, для придания большого вида и многочисленности были выведены все домочадцы. Женщины были одеты в мужскую одежду, опоясаны шашками, вооружены и в чалмах.
Когда русские увидели эти ряды женщин, то чаландар спросил Юнуса: «Кто это такие, которых мы не видели до сих пор?» — «Истинно этот холм наполнен людьми точно так же как ваши палатки наполнены солдатами», — ответил Юнус.
Было еще множество сражений в которых горянки принимали участие, такие как операция Дарго, оборона Ведено и конечно же сражение на Гуниб-Даге, в котором 25 августа 1859г. Шамиль сдался в плен.
Живя уже далеко за пределами своего Дагестана, Шамиль всегда помнил горянок которые героически сражались.
Во время пребывания Шамиля в Санкт-Петербурге, постепенно начал привыкать к театру. В прощальный вечер своего пребывания там он смотрел два балета, которые были выбраны специально для него. Шамиль сидел на позолоченном стуле в роскошной царской ложе и смотрел в подзорную трубу, из которой он наблюдал раньше за боями. Второй балет представлял отряд амазонок, сто пятьдесят вооруженных мечами девушек. Мюриды затаив дыхание следили за каждым их движением. Здесь наяву они увидели всю драму войны в горах. Шамиль, прижав надзорную трубу к глазам, следил за каждым движением амазонок.
Амазонки напомнили ему женщин, защищавших Ахульго, Паху-бике выступившую против него в Хунзахе с мечом в руках. Наверно он вспомнил Дарго, Гимри, Гуниб и свое поражение. На вопрос Богословского: «Как сражались амазонки на сцене?» — Шамиль ответил с иронией: «Если бы был у меня полк таких амазонок, Гуниб не пал бы».
Женщина, которая была против Шамиля явилась Хунзахской ханшей. Она отказалась в требовании поддержать имамат в борьбе с неверными. Она осталась верна договору своего мужа о дружбе с русскими.
Об этом свидетельствует тот факт, что во время нападения на Хунзах в мае 1830 года колонны мюридов, увидя панику хунзахцев ,Паху-Бике появилась с саблей в руке и крикнула: «Если вы испугались, дайте нам, женщинам, ваши мечи и спрячьтесь за нашими юбками». Она до конца боролась против мюридов. Для своего народа она тоже является горянкой достойно защищавшей свой народ в борьбе за свою независимость.
Кавказская война является яркой страницей в истории Дагестана и вместе с тем она является настолько интересной, запутанной и неизведанной в некоторых областях.
Вопрос об участии женщин в Кавказской войне занимал особое место.
Женщины – горянки, в свою очередь, отличались особой красотой, боевым духом, готовностью всегда, вопреки всему защищать себя и свой народ от неприятеля. Они всегда отличались храбростью, мужеством.
Женщины в Дагестане устраивали между собой соревнования наподобие мужских в беге, прыжках, борьбе, поднятии тяжестей.
Во время Кавказской войны, женщины принимали в нем активное участие. Наверное, ни одного сражения не происходило без их участия. Они сражались с необыкновенным упорством, героически отдавая свою жизнь.
Женщины стойко держались с первого дня войны до последнего.
Неописуемое горе и унижение испытывали те из них, которые оказались в плену, много погибло их в тюрьмах царской России, в снегах Сибири.
Подводя итоги, хочется сказать, что женщины вошли в историю, как верные сподвижники имама Шамиля в национально-освободительной борьбе. Нам еще долго предстоит осознавать содеянное женщинами в ходе этой борьбы, по достоинству оценить их роль в данной войне, почтить их память как настоящих героинь прошлого, настоящего и будущего. Ведь на их долю выпала самая горькая чаша страданий, лишений и утрат.
Каждая женщина, участвовавшая в национально – освободительной борьбе за независимость – это целая героическая драма, это ненаписанная книга и матери, сестре, бабушке, дочери, погибших за свободу родных гор, эта целая галерея портретов красивых и мужественных, терпеливых и независимых женщин – горянок.
Автор: Хасбат Тилакаева

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*