Skip to Content

Трансформация гендерной идентичности северокавказских женщин в ситуации глобализации

Сентябрь 25, 2018 Публикации
Лысенко О.Е.
Автор данной статьи раскрывает в своем исследовании современные
тенденции в трансформации гендерной идентичности женщин
северокавказской культуры, под влиянием таких процессов, как
глобализация. Автор выделяет как внешние характеристики женщины, так
и внутренние, подвергающиеся в условиях новых экономических формаций и
ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Колоссальное ускорение технологической и социальной модернизации
в начале ХХ в. сделало проблемы тендерной идентичности более
насущными. В условиях быстро меняющегося общества неустойчивость и
пластичность социальной, личной и гендерной идентичности становятся
Следует отметить, что процессы изменения гендерной идентичности в
традиционном исламском культурном пространстве Северного Кавказа,
начавшиеся в советский период, были связаны с эмансипацией женщин в
данном регионе и определялись насущной необходимостью преодоления
традиционных гендерных стереотипов и установок путем освоения
условиях
развития
социалистического общества. В постперестроечный период эти процессы
были вызваны крушением советской идеологической системы и
обусловливались поиском новых объединяющих северокавказское общество
Содержание женственности как основы женской гендерной
идентичности включает в себя следование определенным, характерным для
данной культуры формам гендерной атрибуции и типам гендерных
контрактов. В настоящее время картина гендерной идентичности
мусульманских женщин Северного Кавказа отличается особой пестротой
форм и самовыражений, проявляющихся во внешнем облике, одежде и
соответствующем поведении. Относительно внешнего облика «новой
женщины» Кавказа мы можем заметить здесь как проявление исламских
предпочтений в одежде, манерах поведения, так и в национальных формах
гендерной атрибуции. Между тем, стоит отметить и территориальную
В восточной части Северного Кавказа, в Дагестане, Чечне и
Ингушетии, где нормы ислама пустили более глубокие корни, в настоящее
время довольно популярным стало обращение к исламскому, религиозному
стилю в одежде. По исламскому принципу женские наряды должны скрывать
почти полностью женское тело за исключением кистей рук, глаз или лица.
Современные женские наряды исламской моды отличаются не только
качеством, но и красотой исполнения, включающей в себя вышивку и
украшения драгоценными металлами и камнями, поэтому эта одежда
является довольно дорогой и недоступной большей части населения. Тем не
менее, большая часть женского населения придерживается норм ислама, и
основными примерами женского костюма является длинные юбки, платья и
блузки с длинными рукавами и головные платки. Данный вид костюма
скорее можно назвать национальным, но поддерживающим религиозный
взгляд на закрытость женского тела.
Другой важной составляющей в формировании образа «новой
женщины» становится стрижка и окрашивание волос, занимающие важное
место в становлении образа и стиля современной женщины. Приведенные
примеры трансформации гендерных атрибутов достаточно сильно меняют
существовавшую в традиционном обществе систему гендерного
взаимодействия, предлагают новые образы и новое их прочтение.
Изменения гендерной идентичности северокавказских женщин
происходят не только на уровне гендерной атрибуции, но и на уровне
конструирования новых типов гендерных контрактов. Институт семьи и
брака на Кавказе является доминирующим социальным институтом,
связанным с конструированием тендера. Сейчас наблюдаются существенные
изменения нормативных понятий в семейно-брачной сфере, намечается явная
тенденция либерализации и гуманизации в заключении брачных союзов.
Девушек уже не выдают замуж в раннем возрасте, и будущего мужа девушка
в ряде случаев выбирает сама из тех претендентов, которые больше всего
подходят по кровнородственным связям семейного клана. Изменился и сам
порядок заключения браков.
Вместе с тем, в постперестроечный период проявляется явная
тенденция к сохранению базовых, традиционных этнокультурных ценностей,
которая входит в диссонанс с развитием современного общества. Так,
традиционно за женщинами всегда была закреплена обязанность работ по
дому и воспитанию детей. В условиях развития современного общества это
предполагает совмещение домашней работы с профессиональной
занятостью, так как в настоящее время современные семьи не могут прожить
на заработок одного кормильца и женщины вынуждены идти на работу.
Заработок женщины не только увеличивает доходы семьи, но и делает ее
независимой. Но рост благосостояния не приводит к освобождению
женщины от домашнего труда. Возникшие трудности приводят к
конфликтным ситуациям и непониманию между супругами.
В результате изменения отношений между супругами меняется и
содержательное представление о стереотипах феминности/мас-кулинности,
что заставляет и мужчин и женщин искать новые ориентиры в
конструировании нового образа, новой идентичности своего гендера.
Между тем, следует отметить, что экономическая независимость
женщин существенно изменила социальный статус женщин в семье.
Престижным явлением стало получение женщинами высшего образования, а
также ученой степени, что повышает роль женщины не только в семье, но и в
целом влияет на ее статус в обществе.
Социальная и профессиональная активность женщин в современном
северокавказском обществе связана не только с ростом женского
профессионального образования, а также с возрождением традиционных
гендерных практик в обеспечении жизнедеятельности семьи, то есть с
методом использования национальных промыслов в целях роста
благосостояния и становления финансовой независимости женщин, так как
социально-экономические и политические катаклизмы конца ХХ века
привели к масштабной безработице не только женщин, но и мужчин.
Между тем, женщины, активно включившись в товарооборот региона,
практически вытеснили из пространства торговли мужчин, считавшегося
традиционно мужской сферой деятельности. Следует отметить, что на
большей территории Северного Кавказа торговля в общественном месте
была постыдным занятием для женщин в традиционный период. Однако,
менее чем за сто лет, стереотипное представление о местах гендерной
локализации женщин изменило не только представления о степени
дозволенного, но и в целом представления о феминности. Привычным стал
образ активной, самостоятельной женщины, определяющей не только
область занятий, но и пути решения проблем.
Подводя итоги, следует отметить, что под влиянием процессов
культурной глобализации, а также в результате социально-экономических и
политических трансформаций рубежа веков, особую значимость для
развития культуры и общества несут процессы изменения в обществе
социальных практик. Особую роль в этом процессе играют женщины.
Таким образом, вопрос о трансформации женской гендерной
идентичности в современном исламском культурном пространстве Северного
Кавказа, это, прежде всего, вопрос о степени интеграции народов Северного
Кавказа в мировую культуру, о степени влияния этой культуры на жизнь и
сохранение самобытности традиционных форм культуры народов Северного
Кавказа.
Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*