Skip to Content

ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ!

Май 10, 2018 Публикации

Колоссальное ускорение технологической и социальной модернизации в начале ХХ в. сделало проблемы гендерной идентичности более насущными. В условиях быстро меняющегося общества неустойчивость и пластичность социальной, личной и гендерной идентичности становятся закономерными и естественными.
Следует отметить, что процессы изменения гендерной идентичности в традиционном исламском культурном пространстве Северного Кавказа, начавшиеся в советский период, были связаны с эмансипацией женщин в данном регионе и определялись насущной необходимостью преодоления традиционных гендерных стереотипов и установок путем освоения женщинами новых социальных ролей в условиях развития социалистического общества. В постперестроечный период эти процессы были вызваны крушением советской идеологической системы и обусловливались поиском новых объединяющих северокавказское общество ценностей.
Содержание женственности как основы женской гендерной идентичности включает в себя следование определенным, характерным для данной культуры формам гендерной атрибуции и типам гендерных контрактов. В настоящее время картина гендерной идентичности мусульманских женщин Северного Кавказа отличается особой пестротой форм и самовыражений, проявляющихся во внешнем облике, одежде и соответствующем поведении. Относительно внешнего облика «новой женщины» Кавказа мы можем заметить здесь как проявление исламских предпочтений в одежде, манерах поведения, так и в национальных формах гендерной атрибуции. Между тем, стоит отметить и территориальную обусловленность этого процесса.
В восточной части Северного Кавказа, в Дагестане, Чечне и Ингушетии, где нормы ислама пустили более глубокие корни, в настоящее время довольно популярным стало обращение к исламскому, религиозному стилю в одежде. По исламскому принципу женские наряды должны скрывать почти полностью женское тело за исключением кистей рук, глаз или лица. Современные женские наряды исламской моды отличаются не только качеством, но и красотой исполнения, включающей в себя вышивку и украшения драгоценными металлами и камнями, поэтому эта одежда является довольно дорогой и недоступной большей части населения. Тем не менее, большая часть женского населения придерживается норм ислама, и основными примерами женского костюма является длинные юбки, платья и блузки с длинными рукавами и головные платки. Данный вид костюма скорее можно назвать национальным, но поддерживающим религиозный взгляд на закрытость женского тела.
Другой важной составляющей в формировании образа «новой женщины» становится стрижка и окрашивание волос, занимающие важное место в становлении образа и стиля современной женщины. Приведенные примеры трансформации гендерных атрибутов достаточно сильно меняют существовавшую в традиционном обществе систему гендерного взаимодействия, предлагают новые образы и новое их прочтение.
Изменения гендерной идентичности северокавказских женщин происходят не только на уровне гендерной атрибуции, но и на уровне конструирования новых типов гендерных контрактов. Институт семьи и брака на Кавказе является доминирующим социальным институтом, связанным с конструированием тендера. Сейчас наблюдаются существенные изменения нормативных понятий в семейно-брачной сфере, намечается явная тенденция либерализации и гуманизации в заключении брачных союзов. Девушек уже не выдают замуж в раннем возрасте, и будущего мужа девушка в ряде случаев выбирает сама из тех претендентов, которые больше всего подходят по кровнородственным связям семейного клана. Изменился и сам порядок заключения браков.
Вместе с тем, в постперестроечный период проявляется явная тенденция к сохранению базовых, традиционных этнокультурных ценностей, которая входит в диссонанс с развитием современного общества. Так, традиционно за женщинами всегда была закреплена обязанность работ по дому и воспитанию детей. В условиях развития современного общества это предполагает совмещение домашней работы с профессиональной занятостью, так как в настоящее время современные семьи не могут прожить на заработок одного кормильца и женщины вынуждены идти на работу. Заработок женщины не только увеличивает доходы семьи, но и делает ее независимой. Но рост благосостояния не приводит к освобождению женщины от домашнего труда. Возникшие трудности приводят к конфликтным ситуациям и непониманию между супругами.
В результате изменения отношений между супругами меняется и содержательное представление о стереотипах феминности/мас-кулинности, что заставляет и мужчин и женщин искать новые ориентиры в конструировании нового образа, новой идентичности своего гендера.
Между тем, следует отметить, что экономическая независимость женщин существенно изменила социальный статус женщин в семье. Престижным явлением стало получение женщинами высшего образования, а также ученой степени, что повышает роль женщины не только в семье, но и в целом влияет на ее статус в обществе.
Социальная и профессиональная активность женщин в современном северокавказском обществе связана не только с ростом женского профессионального образования, а также с возрождением традиционных гендерных практик в обеспечении жизнедеятельности семьи, то есть с методом использования национальных промыслов в целях роста благосостояния и становления финансовой независимости женщин, так как социально-экономические и политические катаклизмы конца ХХ века привели к масштабной безработице не только женщин, но и мужчин.
Между тем, женщины, активно включившись в товарооборот региона, практически вытеснили из пространства торговли мужчин, считавшегося традиционно мужской сферой деятельности. Следует отметить, что на большей территории Северного Кавказа торговля в общественном месте была постыдным занятием для женщин в традиционный период. Однако, менее чем за сто лет, стереотипное представление о местах гендерной локализации женщин изменило не только представления о степени дозволенного, но и в целом представления о феминности. Привычным стал образ активной, самостоятельной женщины, определяющей не только область занятий, но и пути решения проблем.
Подводя итоги, следует отметить, что под влиянием процессов культурной глобализации, а также в результате социально-экономических и политических трансформаций рубежа веков, особую значимость для развития культуры и общества несут процессы изменения в обществе социальных практик. Особую роль в этом процессе играют женщины.
Таким образом, вопрос о трансформации женской гендерной идентичности в современном исламском культурном пространстве Северного Кавказа, это, прежде всего, вопрос о степени интеграции народов Северного Кавказа в мировую культуру, о степени влияния этой культуры на жизнь и сохранение самобытности традиционных форм культуры народов Северного Кавказа.
Автор:Лысенко О.Е.

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*