Skip to Content

ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ДОСУГА ЖЕНЩИН С.КУБАЧИ.

Для отдыха и развлечений в прошлом народы Дагестана часто использовали коллективные формы досуга. Такой досуг не только вносил разнообразие в жизнь народа, но и позволял обмениваться опытом, знаниями, повседневными новостями, другой информацией. Для всех без исключения народов Дагестана характерны были женские сборы типа посиделок. В своем сообщении мы рассмотрим традиционную форму досуга женщин с. Кубачи.
Прежде всего, следует отметить, что кубачинцы – этническая группа даргинцев, жители поселка Кубачи – известного центра оружейников и златокузнецов-ювелиров. Многие составляющие местного быта с.Кубачи сохраняют и по сей день свои локальные черты.
Мужское население изготавливало здесь художественно отделанные изделия из различных металлов (холодное оружие, утварь, женские украшения и т.д.). Многие из занятий имели промысловый характер. Женщины занимались обработкой шерсти, изготовлением войлока, вышивкой, вязанием. Занятие сельским хозяйством носило в Кубачи подсобный характер. Нередко кубачинки помогали своим мужьям-мастерам, они были подсобной рабочей силой при изготовлении изделий из серебра, золота, меди.
В свободное от домашних дел и других занятий женщины-кубачинки устраивали совместный отдых, на которых собирались представительницы разных возрастных групп. Подобные мероприятия заранее оговаривались, назначалось время и место для коллективных посиделок. Как правило, они собирались в отдельном доме, хозяева которого временно там не проживали.
На бытование в Кубачи таких форм совместного женского досуга впервые обратил внимание известный ученый-этнограф Е.М. Шиллинг, сведения о которых он записал в с. Кубачи в 1940 г. «Девочки и девушки (от 12-13 лет до замужества) делятся на группы по возрасту (собираемые не обязательно и не из всех, а лишь из желающих). Каждая группа (по 10-20 человек и больше) сходится в каком-нибудь определенном доме. Обычно хозяева на время предоставляют комнату бесплатно. Место сборища называется юсбала-кал (более точное название «юсбалла-хъал», т.е. «девушек дом». Таких девичьих домов в с. Кубачи 3-4. Мужская молодежь гуляет около девичьих домов, но заходить внутрь не имеет права. Считается, что это стыдно. Девушки, собирающиеся в юсбала-кал, обычно играют большую роль на свадьбах. Они требуют от жениха подарков, поют и танцуют. Собрания сообщества девушек в девичьем доме могут происходить круглый год. Зимой они устраиваются реже. Весной посетительницы девичьего дома, обычно по пятницам, любят выходить на гулянья в горы. В юсбала-кал каждая приносит с собой какое- нибудь угощенье (в готовом виде или продуктами, из которых тут же готовят). Время проводят в развлечениях (угощаются, поют, танцуют под пение, ударяя в ладоши) и в работе (вышивают, вяжут, шьют и т. п.). Сборы бывают утром, потом расходятся по домам на обед, потом собираются снова. По вечерам не сидят.
Подобными группами собираются также замужние женщины. Их дом носит название хунала-кал (более точное название «хьунналла-хъал», т.е. «женщин дом». Один имеется в самом селении, другой (в развалинах) в окрестностях. Этот последний также носит название хунала-нах, т.е. «женское убежище».
Здесь происходили женские сборища под открытым небом в хорошую погоду. В таких случаях на танцы приходили мужчины».
Как показывают наши полевые материалы, дом для таких посиделок предоставляли и жильцы какого-либо дома, которые надолго уезжали из села и лучшим способом сохранения дома в исправности (даже один уход за плоской земляной крышей, чтобы она не протекала, стоил большого труда) была отдача его под попечение квартальных девушек.
Получив ключи от дома, девушки становились полноправными его хозяйками до возвращения настоящих владельцев дома. После выполнения своих обязанностей в родном доме, молодые девушки собирались на посиделки и рукодельничали. В основном они занимались вышиванием женских покрывал «кlазов», которые являлись обязательной составляющей приданого каждой кубачинской невесты и хорошим подарком для будущих родственников.
Некоторые девушки предпочитали вязать цветные шерстяные носки. Такие промыслы стали развиваться в Кубачи в советское время в 1960-1970-е годы (многие таким образом выполняли план по вязке носков, т.к. работали на местном художественном комбинате надомницами). Другие изготавливали девичьи войлочные сапожки «ватилла ттаппе» и украшали их вышивкой. Были и такие, которые вышивали цветными шелковыми или хлопчатобумажными нитками мужские носовые платки, кисеты для табака (это были подарки для женихов). Многие приносили с собой шерсть, которую чесали на специальных расческах «дакка», тут же пряли ее и наматывали на веретена и в клубки. Не прерывая работу, девушки делились новостями.
Между работой девушки устраивали и перерывы с танцами, песнями. Разжигали огонь в камине, и, пользуясь хозяйской утварью, готовили себе пищу из прихваченных дома согласно предварительному уговору продуктов.
Любопытно, что со временем (в 1940-1950-е годы, когда молодежь стала служить в армии) появилось и шутливое название таких посиделок «юсбалла казарма». Появление такого названия было, видимо, связано, с тем, что у юношей быт женских домов ассоциировался с армейской жизнью. Такое слово, означающее помещение для пребывания военнослужащих, девушки переняли от парней, возвращавшихся из армии.
Доступ совершеннолетних юношей и взрослых мужчин на такие посиделки был категорически запрещен. Любопытный случай рассказал нам наш информатор Юзбашев Закарья. Некий Али из рода Куртаевых, зная, что засватанная за него девушка находится на одной из девичьих посиделок (а видеть будущую жену до свадьбы воспрещалось), залез на крышу дома, где собрались девушки, и начал прыгать на одном и том же месте. Его усилия привели к тому, что он провалился в середину комнаты, как был в накинутом на плечи тулупе. Увидев непрошенного гостя, девушки сняли с ног войлочные сапожки и с их помощью как следует, отлупили парня. А он, накрывшись с головой тулупом, кричал: «Бейте, красавицы, бейте сильнее». Больше всех усердствовала, говорят, его невеста. Удалось ему рассмотреть будущую жену, история умалчивает.
Такие формы досуга женщин сохранялись и в советское время. Со временем они стали забываться, трансформировавшись в простые формы уличного досуга. После домашних дел, в теплое время года женщины небольшими группами располагались на лужайках или площадках села, где за разговорами занимались вышивкой и вязанием.
Проведение женщинами совместного коллективного досуга досуга сохранились и в наши дни. В самом Кубачи, например, бытуют две формы посиделок, делящихся по возрастным группам. Отдельно собираются замужние молодые женщины и отдельно женщины более старшего возраста.
Причем в таких сборах есть свои особенности. Молодые женщины (25-30 лет) собирают своих сверстниц, согласно оговоренной очередности, каждая в своем доме. Собираются в выходной день, ближе к вечеру (чаще в субботу). Угощения готовит хозяйка. После совместной трапезы, все приступают к рукоделию. Причем на такие сборы молодые женщины водят с собой и детей.
А женщины более старшего возраста (45-60 лет) собираются в пустующем здании сельской почты, по оговоренным заранее дням. Они также берут с собой рукоделие, приносят небольшие угощения для совместного чаепития. Здесь обсуждают новости, делятся секретами рукоделия, советуются.
Женский дом имеется и в средней школе села. В свободном помещении по договоренности с дирекцией собираются и коротают время дежурные уборщицы, учительницы. Очень удобно зимой, когда каждый может зайти и выпить чай и заодно узнать школьные новости. В этих условиях уходить домой на 1-2 часа теряет смысл.
Коллективные сборы устраивают в последние годы и женщины-кубачинки г. Дербента. Надо отметить, что дербентская диаспора кубачинцев складывалась на протяжении длительного времени. Дербент издавна был для кубачинцев торговым центром, где мастера и мастерицы реализовывали свои ремесленные изделия, приобретали сырье для работы, промышленные и другие необходимые товары.
В Дербенте собираются в основном женщины старшего возраста (почти у всех устроены дети, есть внуки). Они устраивают посиделки в пустующем доме, являющейся собственностью одной из женщин. Кубачинки собираются здесь раз в неделю, каждый приносит с собой рукоделие и по договоренности продукты для приготовления какого-либо блюда, делятся новостями, советуются по важным им вопросам. Сегодня у них есть даже своя страница в социальных сетях.
Женщины, которых объединяют такие формы досуга, нередко становятся инициаторами интересных начинаний. Так, благодаря сплоченности кубачинок в 2017 году в с. Кубачи был организован коллективный обряд. Причиной послужили бедствия, свалившиеся на село: летом в Кубачи прошел сильный град, который нанес большой урон хозяйствам местных жителей, а ранее был ограблен сельский музей, в котором было много ценных предметов. Решив, что известное на весь мир село «сглазили» решено было провести мавлид, с целью его снятия. Женщинами был организован сбор денежных средств как в Дербенте, так и в других городах, где проживают кубачинцы. На деньги был куплен жертвенный бычок и на одной из площадок с. Кубачи городскими и сельскими жительницами был проведен мавлид с приготовлением угощения и раздачей мяса малоимущим семьям села.
Заключая статью можно отметить, что традиционные формы женского досуга с.Кубачи являлись одни м из составляющих культуры народа. Такие коллективные сборы позволяли проводить время не только за развлечениями, но и за полезными занятиями. Сохранность некоторых форм такого досуга в наши дни связана с бережным отношением к культуре своего народа, с преемственностью традиций, ремесел и праздничных и практически полезных обрядов.

Автор: Гаджалова Ф.А., кандидат исторических наук,
Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН,

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*