Skip to Content

Сохранение межпоколенных связей в современном кавказском обществе

Август 21, 2017 Публикации

Тамара Биттирова,

г. Нальчик КБИГИ, доктор филологических наук

 

Не секрет, что традиционная культура народов Кавказа, которая развивается в модифицированном виде, сохранилась, благодаря нескольким общественным институтам — семейно-родственным, соседским, общинным.

Старая истина — семья ячейка общества и изменения, происходящие в обществе, влияют на ее состояние и нравственное самочувствие. Все эксперименты в истории цивилизации по замене функции семьи различными институтами заканчивались провалом. В настоящее время мы можем наблюдать разрушение основ традиционной семьи. В результате, наряду с ничтожным позитивным капиталом возник огромный деструктивный потенциал. Если к первому следует отнести такую ценность, как свободу личности, то список второго уровня будет куда более значительным.

Для иллюстрации данного положения хочу начать с такого традиционного элемента структуры семьи, как многопоколенность.

К примеру, до последнего столетия большая карачаево-балкарская семья могла иметь в своей ячейке до пяти поколений (что в современном обществе рассматривалось бы как этнографический реликт). Но сегодняшняя традиционная семья в лучшем случае трехпоколенная, когда вместе живут родители, дети и внуки, с несколько отличавшимся составом первого поколения в зависимости от места проживания. В сельской семье — это преимущественно родители мужа, в городских и пригородных поселках увеличивается доля семей, где старшее поколение может быть представлено родителями жены.

Однако статистика показывает: по данным обследования 1973 года и у балкарцев (67%), преобладали семьи двухпоколенные, за которыми шли семьи трехпоколенные (15,6%). Четырехпоколенные семьи составляли полпроцента. В сравнении с данными общероссийской переписи 1886 года доля четырехпоколенных семей уменьшилась к 1973 году, за неполных сто лет, в 12 раз и на сегодняшний день доля четырехпоколенных семей ничтожна.

По данным микропереписи 1994 года на 1000 семей в КБР доля трехпоколенных семей не определена, но семья из 5 или более человек составляла 14 %. Это средняя арифметическая по республике, не отражающая реальное состояние поколенности семьи. Все же она может дать некоторое представление о том, что тенденция к снижению доли многопоколенных семей сохраняется на довольно высоком уровне. И, возможно, что за тридцать последних лет место четырехпоколенной семьи занимает семья трехпоколенная. Хотелось бы ошибиться на этот счет.

Почему такое большое значение придается существованию многопоколенности в семье. В первую очередь это объясняется тем, что старшее поколение является носителем соционормативной культуры. Существующее в такой системе рациональное начало заключается в естественной организации преемственности жизненного опыта старших по возрасту. Никакая другая социальная структура не может с такой полнотой нести функции воспитания и обучения позитивному мышлению молодых, как опыт старшего поколения, опыт родных и близких.

В условиях традиционной семьи (за основу которой, анализируя последнее столетие, мы можем брать трехпоколенную) девочек обучали ведению хозяйства, народным промыслам, этикету внутрисемейным, общинным, национальным обычаям — всему тому, что потом могло составить основу взаимоотношений и взаимопонимания в новой семье после замужества. И к таким изменениям в судьбе девочек готовили с детства. Особенно большое значение придавалось умению ткать, шить, вышивать, обрабатывать шерсть, кожу, перерабатывать молоко, вести приусадебное хозяйств. Девочек с малых лет учили петь и танцевать. И, конечно же, девочки постигали всю эту сложную систему благодаря в первую очередь бабушкам и тетушкам, т. к. матери всегда были заняты хозяйственными, позже и производственными проблемами. И сегодня данная система может быть эффективной при условии трех и более поколенности семьи.

Однако, как отмечалось выше, тенденция к разрушению традиционной многопоколенной семьи необратимо нарастает, и мы должны считаться с существующим положением и искать адекватную функциональную нишу. В условиях урбанизации, это наверняка участие девочек в работе различных кружков — танцевальных, вокальных, компьютерных и др. Необходимо отметить, что родители целенаправленно и осознанно ведут такую работу со своими детьми. Но если мы говорим о сохранении комплекса этнических ценностей, нужно продумать вопросы создания учебно-методических центров по изучению народных промыслов, основ народной медицины, народного опыта воспитания детей, этикета и др. на базе существующих образовательных учреждений.

 

Число зарегистрированных в органах ЗАГС браков по сравнению с 2015г. сократилось на 487, или на 9,1%, число разводов увеличилось на 249, или на 11,6%. В среднем по республике на каждую 1000 браков пришлось 495 разводов, в 2015г. – 403. В прошлом году на 4853 брака приходилось уже 2403 развода, т.е. 6,2 1% и 2,5 1% соответственно.

 

Возьму на себя смелость утверждать, что и падение рождаемости в национальных республиках связано не в последнюю с потерей многопоколенности семьи. Родители, весь день находящиеся на госслужбе и в частном секторе, с большим трудом могут справиться со всеми аспектами воспитания. Поэтому какая молодая семья без участия старшего поколения может решиться в городских условиях иметь более двух детей.

Разрушение традиционной семьи сказалось и в создании казалось бы, парадоксальной ситуации. Если раньше большая семья редко участвовала в криминализации общества, то теперь неблагополучные дети часто представляют большую семью.

Несколько слов о характерной для России ситуации, о которой ежедневно читаем и слышим. Я хочу привести несколько цифр, которые ярко демонстрируют катастрофическое падение прироста населения в республике: на тысячу человек прирост составил: 1970 год — 13; 1990 год — 11,4; 1991 год — 10,1 и так каждый год на 3-4 человека меньше, и в итоге — 1998 году — в 1999 году- 1,1. Начиная с 2005 года, наблюдается незначительный прирост населения за счет мигрантов. За последние два года показатели естественного движения населения в КБР, думается, характерны для всего региона. Они составляют 5,6 и 5,8 на тысячу человек, т.е. менее одного процента.

Очевидно, что — тенденция на фоне существующего уровня жизни и деструктивных процессов может быть только нисходящей. Об этом свидетельствует тот факт, что по оценке на 1 декабря 2016 г. численность постоянного населения уменьшилась с начала года на 249 человек.

Демографическую ситуацию общества трансформационного периода принято оценивать с нескольких позиций. Так, если взять такие показатели, как брачность и разводимость, то и здесь мы сталкиваемся с очень тревожными явлениями. Республика неуклонно идет к среднероссийскому показателю, когда количество зарегистрированных браков совпадает с количеством разводов.

Число зарегистрированных в органах ЗАГС браков по сравнению с 2015г. сократилось на 487, или на 9,1%, число разводов увеличилось на 249, или на 11,6%. В среднем по республике на каждую 1000 браков пришлось 495 разводов, в 2015г. – 403. В прошлом году на 4853 брака приходилось уже 2403 развода, т.е. 6,2 1% и 2,5 1% соответственно.

За десять месяцев прошлого года зарегистрировано 4362 брака, разведено 1821 супружеская пара, т.е. на каждые вновь созданные 12 семей приходится 5 разрушенных. А между тем, насколько можно судить по имеющимся материалам, в поколении наших родителей развод встречался крайне редко.

 

… я со своими коллегами насчитала в пределах поселка более 200 незамужних девушек старше 30 лет. Думаю, что это положение с учетом социально-экономических условий последних десятилетий, усугубилось.

 

Несколько лет тому назад один из руководителей парламента КБР  высказал экзотическую идею возрождения института сватовства. За таким экстраординарным предложением, несомненно, стояла озабоченность состоянием семейных отношений, вернее, нежеланием молодежи создавать семьи. У меня по этому вопросу отсутствует статистика по республике, но в начале 90-х годов, будучи депутатом Хасаньинского поссовета, я со своими коллегами насчитала в пределах поселка более 200 незамужних девушек старше 30 лет. Думаю, что это положение с учетом социально-экономических условий последних десятилетий, усугубилось.

Настоящую проблему, существующую повсеместно, и особенно острую в городах республики, надо решать всем миром. Учитывая возросшую роль духовенства среди народа, структурам власти, видимо, надо продумать совместную работу в этом направлении.

Что касается института сватовства, то в традиционной форме, конечно же, он себя изжил. Но его возрождение в изменившемся обществе в новой форме принесло бы позитивный результат. Ведь в чем заключалась функция свахи, многократно осмеянной в произведениях наших писателей? Она знакомила молодых по просьбе родителей, иногда по просьбе самих же молодых, подбирала невесту или жениха, тем самым, беря долю ответственности на себя. Такую же ответственность несли родители молодых с обеих сторон в последующем за сохранение семьи. Что же теперь мы наблюдаем? Молодые женятся, пожив два-три года и, не сумев справиться с жизненными трудностями, как говорится, разбегаются. И в результате — оставшиеся без родительского тепла дети, неустроенные и несчастные женщины, мужчины из таких переделок также не выходят счастливыми.

Семейные отношения в течение последнего столетия дважды менялись кардинально. Расслоение общества, что мы сейчас наблюдаем, изменило установившийся уже в советский период порядок, когда общественные организации достаточно эффективно влияли на моральный климат и в коллективе, и в семье. Сегодня семья осталась наедине со сложными проблемами и ей на помощь должны придти педагоги, ученые, общественные деятели, которые своим словом и делом должны помочь разобраться в том, что происходит в обществе.

Воспитание девочек в урбанизационном режиме нужно начинать с воспитания родителей, вернее с ориентации их на духовные ценности, выработанные нашими народами веками. Наверняка каждый из сидящих в этом зале был не один раз приятно удивлен обстоятельством, когда его знакомые материально довольно обеспеченные, не имели в семье книжной полки, а дети их ограничивались в своей учебе только школьными  учебниками. Они никогда не интересуются ни национальным театром, ни литературой, ни другими духовными ценностями. Такие родители не могут дать своим детям ничего кроме материального достатка. Это явление новое и, если мы сегодня его не оценим, завтрашнее американизированное поколение забудет свои национальные истоки. Выход здесь я вижу в кардинальном изменении концепции образования, школьной программы. Уроки домоводства и этикета должны изучаться в том же объеме, как математика и русский. Общеизвестно, что настоящим математиком могут стать единицы, а вести хозяйство должны уметь все — и девочки, и мальчики.

Благодаря, свободе слова и оперативности СМИ, мы узнали много негативного о молодежи. Эта информация, к великому сожалению, соответствует действительности. Другой вопрос, как она влияет на подраставшее поколение. Чтобы взять инициативу в свои руки (думаю, что в условиях северокавказского региона это возможно) и педагоги, и родители должны делиться своими размышлениями по этому вопросу в тех же СМИ.

Социальные сети на современном этапе имеют широкую читательскую аудиторию. Видимо, через эти же сети и в привычных СМИ надо больше рассказывать о положительном опыте воспитания девочек в городских условиях. Понимаю, что это очень тонкая область межличностных отношений, но несомненно, люди творческого труда смогут найти и достойные примеры, и убедительную форму подачи материала.

 

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*