Skip to Content

Роль женщины в традиционном дагестанском обществе: женщина в семье.

Выйдя замуж, девушка знала о своих обязанностях как хозяйки дома, жены и матери. Ее роль в семье была весома и значима, она являлась вторым, после мужа, лицом в семье, была его первой советчицей и помощницей.
Жена во всем помогала мужу, поддерживала порядок в семье. У равнинных народов она вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, у горцев, помимо домашних дел, – выполняла сельскохозяйственные работы, помогая мужу в поле. Недаром в горах сложилась пословица, что жена – это столб дома, весь дом держится на ее плечах. Именно женщина создавала атмосферу мира и согласия в семье. О том, что женщина была в ответе за благополучие в семье свидетельствуют и многочисленные предания, приведем лишь одно из них. «Жили в одном ауле старик со старухой и с ними три женатых сына. Проживали они все вместе в одном дворе и были счастливы, здоровы, богаты и никогда не ссорились. Решил Всевышний испытать их и лишить чего– то одного – согласия, здоровья или богатства. Отправил он к ним своего ангела, чтобы семья отказалась от одного из трех благ на свое усмотрение. Явился ангел к старику и рассказал о решении Всевышнего. Старик не знал, какое благо можно отдать и посоветовал ангелу обратиться к старшей снохе. Сноха, недолго думая, отдала богатство. Прошло время, а в семье, как и прежде, жили в мире и согласии. Задумал тогда Всевышний лишить их второго блага и снова отправил ангела. Старик и во второй раз направил ангела к старшей снохе. Женщина, подумав, отдала здоровье, оставив согласие. Узнав об этом, Всевышний вернул семье богатство и здоровье, так как где есть согласие, там должно быть и богатство, и здоровье».
Доброе отношение к женщине являлось обязанностью каждого мусульманина. Пророк (с.а.с.) говорил: «То, что приводит мужчину к счастью – это женщина». Известный мудрец Лукман Аль– Хаким сравнивал праведную жену с бесценными драгоценностями. Он говорил, что «она (праведная жена – М.Г.) – корона на голове царя. Жемчуг и другие драгоценности, цену которым не знает никто».
Относиться с любовью и почтением к жене призывали и обычно– правовые нормы. В них записано: «Муж и жена должны жить в добром согласии и любви; жена повинуется мужу, а муж должен признавать ее как подругу, но не как рабыню». Когда известного ученого– арабиста М. Нурмагомедова через газету «Истина» (на авар. яз.) спросили: «Является ли жена рабой мужа?», то он ответил: «В исламской религии нет положения, ставящего женщину ниже мужчины, наоборот, пророк Магомед (с.а.с.) сказал: «берегите мать».
Хорошую жену сравнивали с золотом, её боготворили и восхваляли. Так, у кумыков существует пословица – «Основа счастья мужчины – жена», «Жены – опоры дома», «У кого не умерла жена, тот горя не познал», у ногайцев – «Жена – светоч дома», «Хорошая жена – богатство, плохая жена – беда», у дагестанских азербайджанцев – «Муж у хорошей жены – будто князь, у плохой жены – втоптан в грязь», у горцев – «Жены и возвышают, и унижают своих мужей».
О роли женщины в семье и в обществе свидетельствуют даже те пословицы и поговорки, в которые изобличают женские пороки. Так, например, горцы говорят: «Муж, сваленный женой, не встанет», ногайцы – «Плохая жена с родней разлучит, хорошая – с родней сблизит», кумыки – «Плохая арба дорогу испортит, плохая жена – дом разрушит», дагестанские азербайджанцы, дагестанские терекеменцы – «Дом, разрушенный женщиной, не восстановится».
Многократно тиражируемые в дореволюционной и советской литературе утверждения о бесправном положении дагестанской женщины в семье не соответствуют действительности. На наш взгляд достоверным является высказывание к– н. Хамзаева, которому удалось передать истинное положение женщины в семье. Вот что он пишет: «Взгляните на домашний быт кумыка. В нем женщина полная хозяйка. Это ее арена, ее область, в которую никто не вмешивается. Она считает долгом повиноваться воле мужа; с малолетства внушали ей это родители и наставления их глубоко врезались ей в память, а исполнять их помогало осознанное уважение к мужу. Муж со своей стороны считает большим для себя стыдом подвергать жену тяжелым работам. Нередко случается, что жена имеет умственный перевес над мужем, тогда роли меняются, но считается великим пороком высказывать это перед посторонними людьми, и жена всячески старается скрыть слабости мужчины. При таких условиях может быть деспотизм и рабство?».
Особое положение в семье женщина занимала и у горцев. Известный дагестанский этнограф А.И. Исламмагомедов писал: «Известно, что горец в быту, в кругу семьи бывал внимателен и приветлив с женой. Женщина в домашнем хозяйстве занимала достаточно самостоятельное положение, все в семье делалось сообща и в согласии».
Женщину уважали и ценили в семье, в горах Дагестана ее сравнивали с лампадой, горящей на почетном месте. С особым почтением к ней относились дети. У кумыков говорили: «Не почитающий мать ничего не добьется», у ногайцев – «Не имеющий отца на половину сирота, не имеющий матери – круглый сирота», «Отец – медь, а мать – сокровище», дагестанские азербайджанцы – «Делай что хочешь, а мать ничто и никто не заменит».
О высоком положении женщины свидетельствует и тот факт, что в ряде горных обществ Аварии (Гидатль, Кель, Ругуджа и др.) существовала практика называть взрослых детей по имени матери – «сын Хаджиат», «дочь Патимат». Некоторые фамилии аварцев также образованы от имени матерей или знатных женщин. Таковы Убейдатовы (от женского имени Убейдат), Асиятиловы (от имени Асият) и др.
Уважительного отношения к матери требовал и ислам, в одном из хадисов говорится: «Один человек спросил Пророка (с.а.с.), кто из его ближайших родственников имеет самые большие права на него. Пророк (с.а.с.) ответил: твоя мама. Человек спросил: а кто еще? Пророк (с.а.с.) ответил: твоя мама. Но кто все– таки потом, спросил человек. И лишь на четвертый раз. Пророк (с.а.с.) ответил: а вот теперь, твой отец». И вообще, проявление уважения к родителям одно из настоятельных требований исламской религии. Так, в хадисе от Абу Бакра Сахих аль– Бухари сказано: «Наиболее тяжкими грехами являются многобожие и непочтительность по отношению к родителям». В хадисе от Абу Хурейра Бухари и Муслим мы находим следующие слова: «Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай».
Жена, как и глава семьи, имела всю полноту власти и пользовалась авторитетом и вниманием со стороны членов семьи. Авторитет ее мнения в хозяйственно– бытовых вопросах был фактически непререкаем, она обладала значительной властью над детьми. При решении вопроса о выдаче дочерей замуж и женитьбы сыновей решающее слово принадлежало матери, особенно весомо было слово бабушки – матери отца. Официальное решение принимал отец, все объявлялось от его имени, но предварительно все вопросы обсуждались и согласовывались с женой. Кроме того, она, как и отец, обладала неограниченной властью над детьми, особенно над дочерьми.

Автор: Гимбатова М.Б., доктор исторических наук,
Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*