Skip to Content

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ О ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ)

Сентябрь 19, 2017 Публикации

Вероника Назарова, кандидат исторических наук, Армавирский государственный педагогический институт.

 

 

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством. В связи с этим, особое внимание уделяется вопросам, связанным с межэтническим восприятием «другого». От сформированного образа зависит не только стабильность государства, но и взаимопонимание между народами.

В последнее время, когда террористические акты стали связывать с исламом и шахидками, в Краснодарском крае наметились основные болевые точки межнационального диалога, в частности стали проявляться тенденции ксенофобии. Например, в г. Армавире ряд прохожих старается обойти стороной женщину в хиджабе, переходя на другую сторону улицы. На вопрос о таком поведении, многие отвечали, что вдруг она террористка, некоторые сразу готовы были обвинить такую женщину в агрессии против христиан. В сложившейся ситуации стала очевидна необходимость проведения социологического исследования на предмет выявления основных стереотипов восприятия мусульманской женщины. Особое внимание уделялось молодёжи края, так как именно в студенческой среде можно предложить научно-практическую программу по преодолению данной напряжённости.

Проект, реализованный студенческим активом кружка «Экспертиза гендерного равноправия» (АГПУ) в 2017 году,  имел две цели: основную – актуализация проблемы и выработка рекомендаций по её преодолению и дополнительную – выявление основных стереотипов о положении мусульманской женщины, распространённых в студенческой среде Краснодарского края .

На первом этапе студентами была разработана анкета-опросник, включавшая такие вопросы как: «Обладает ли женщина в мусульманском обществе правами?»; «Оправданы ли обвинения в адрес Ислама о дискриминации женщин?»; «Какая ассоциация возникает при словах женщина-мусульманка?»; «Какие стереотипы Вы можете назвать о положении женщины в Исламе?» и др.

Второй этап заключался в проведении социологического опроса. Были охвачены студенты учебных заведений г. Армавира и Краснодара.

На третьем этапе были обработаны полученные данные и сделаны следующие основные выводы, подтверждающие наличие в молодёжной среде устоявшихся и транслируемых СМИ стереотипов:

Более 70 % опрошенных респондентов считают, что Ислам ущемляет женщину в правах, лишает её свободы и превращает в рабыню своего мужа.

30% респондентов не отрицали наличие прав у мусульманки, но говорили не о равноправии, а о разных функциях, правах и обязанностях мужчин и женщин. Как правило такие ответы были характерны для студентов историков, которые изучали Коран или студентов – мусульман.

Студентки из Туркменистана (АГПУ) указали, что среди русских сверстников очень распространены следующие стереотипы (которые выявил и опрос): мусульманка вынуждена вести затворнический образ жизни, её удел – дом; женщина в исламе – бессловесная; у женщины нет возможности для творческой реализации; их заставляют носить платки и другую неудобную одежду; ограничены возможности для светского образования; мусульманку можно безнаказанно убить за неверность; у них нет прав при разводе и др.

Более 67% респондентов подтвердили данные стереотипы, только стоит указать, что сами они считают это не стереотипами, а реальностью, доказанными фактами.

В целом можно обозначить следующие группы дискуссионных проблем, связанных со стереотипами в отношении мусульманской женщины:

  • Хиджаб угнетает женщину (стоит отметить, что разновидность одежды по степени закрытости отличается в разных мусульманских странах. Покрывание женщины предписано не только исламом, оно есть и в других монотеистических религиях – в иудаизме и в христианстве. Отсюда можно сделать вывод, что современная открытая мода противоречит религиозным предписаниям этих трех религий);
  • Ислам угнетает женщин (женщина подчинена мужчине);
  • Ислам заставляет женщину принести себя в жертву, стать шахидкой, заняться террористической деятельностью.

Как справедливо заметил профессор и исламский мыслитель Тарик Рамадан, размышляя о религиозном статусе женщины в Исламе: «в последние годы дискуссии на Западе, а затем и в мусульманских странах сосредоточились  на более заметных аспектах “положения женщины в исламе”. Это действительно важный вопрос, но низведение  его до  страстных и крайне упрощенных споров о списке «затруднительных моментов» привело к уклонению от сути дела. “Проблему женщин в исламе” склоняют сегодня на все лады, как будто именно она выражает   непримиримые противоречия между исламом и Западом, противостояние между двумя вселенными – подавляющей и сулящей свободу. Лейтмотивом, конечно, является контраст между патриархальными традициями и западной современностью, к которой, как утверждается,  все более тяготеют женщины. Вновь и вновь оглашается список проявлений дискриминации,  связанных с одеждой, многоженством, насилием, правами наследования и другими аспектами. Помимо того, что сама суть выдвигаемых обвинений  весьма неоднозначна (хотя, конечно, нельзя недооценивать  ту дискриминацию, которой подвергаются сегодня мусульманки), представляется необходимым расширить рамки дискуссии,  вернуться к источникам и основам разъяснений и дискурсов».

Таким образом, распространённые стереотипы о женщине в исламе ограничивают возможность диалога. Выявленная проблема требует дальнейшего её изучения и выработки программы по её преодолению.

На пятом этапе, студенты предложили для реализации комплекс мероприятий:

  • проведение научных и студенческих конференций по правам мусульманских женщин в мире и на Северном Кавказе;
  • продолжение изучения проблемы и социологический мониторинг настроений в обществе;
  • внедрение учебных курсов в программы не только исторических факультетов, но и других специальностей, связанных с вопросами гендерного равноправия и положения женщины в исламе, в частности.

Стоит указать, что в современном европейском обществе так же остро назрела необходимость просветительской деятельности. В связи с этим, положительным является опыт Великобритании. Британский вуз разработал новый обучающий курс, задачей которого является устранение ошибочных представлений о роли женщин в Исламе. «Множество людей пыталось писать о мусульманках, множество людей писало об Исламе и СМИ или о женщинах и СМИ, но все эти моменты до этого никогда не объединяли вместе», — отмечает преподаватель университета Восточной Англии Эйлем Атакав. Разрабатывая новый обучающий курс, Атакав сделала упор на темы, связанные с женщинами и Исламом, которые очень часто попадают на первые полосы газет. Курс рассчитан на 12-недельный модуль, в его рамках освещаются такие темы, как хиджаб, браки по договоренности и др., а также то, как их изображают в современной кинематографии, телевидении и прочих СМИ. Студенты в рамках этого курса изучают различные видеоматериалы. Данный курс помогает  преодолеть многие ошибочные стереотипы об Исламе и о положении мусульманки.

 

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*