Skip to Content

Ожерелье ее жизни!

Сакинат Исмаилова – уроженка села Геба Акушинского района Дагестана, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, мастер художественной авторской куклы, сотрудница Российского этнографического музея. Создаёт куклы с 2011 года. Её работы можно увидеть на выставках в Российском этнографическом музее, в Российской национальной библиотеке, в Музее дружбы народов России, в постоянном представительстве Республики Дагестан при Президенте России, в филиалах Дагестанского государственного объединенного музея, в музее кукол СПб.

Наверное, в жизни каждой женщины наступает момент, когда осторожно оглядываешься назад и задумываешься: а если бы вот в этот момент я свернула в другую сторону? Кажущиеся случайными события нанизываются на нить жизни, и это ожерелье оказывается таким гармоничным и таким выразительным по сути своей, что исключает возможность хаоса и случайности.

С детства Сакинат отличалась от остальных детей.

Она видела красоту и гармонию буквально во всём, что её окружало – в вышитом подоле платья сельчанки, в узорах на деревянной и медной утвари, в орнаменте детского покрывала, накидываемого на люльку малыша, в движениях танцующих на сельских свадьбах и праздниках, в мотивах народных песен. Она впитывала этот особый дагестанский колорит, дух высоких гор, бурных рек, отчего дома, родного языка – и собирала разноцветные бусины. Она знала: придёт день, и бусин станет так много, что из них получится ожерелье – ожерелье её жизни…. Первые бусинки – из детства.

Учёба в Каспийском интернате для творчески одарённых детей – еще одна бусина и ещё одно подтверждение истины: ничто не происходит случайно, всё имеет начало и всё обязательно продолжится. Школа много дала хрупкой девочке-акушинке – великолепную осанку, грациозность и изящество движений, и, самое главное, школа заставила принять решение продолжить образование и связать учёбу с языками и искусством. Вот так она стала студенткой  факультета иностранных языков Ленинградского института культуры. Способную девушку ожидало хорошее будущее – сопровождение гостей культурной столицы, рассказы о музеях и достопримечательностях, о художниках и архитекторах, о богатом наследии огромного народа бескрайней страны.

Ей повезло: парень, за которого она была засватана еще со школы, жил и работал в Санкт-Петербурге, и этот традиционный для Дагестана брак стал для Сакинат еще одной бусиной в ожерелье. К сожалению, супруг Сакинат скоропостижно умер, но рядом с черной бусиной остались другие красивые звенья – дети – а их у неё трое – и внуки.

Сакинат приходилось много ездить по миру, и часто во время поездок возникали ситуации, когда ей приходилось объяснять – да, я из России, но я из Дагестана, даргинка! Это народность с богатыми культурными, ремесленными и этническими традициями и достойна отдельного представления! И таких народностей в Дагестане, на Кавказе – десятки, а по всей России – сотни! Так случилась заготовка к самой большой и яркой бусине в ожерелье Сакинат – её куклы.

Как любая девочка, Сакинат играла в детстве с куклами – одевала, шила им наряды, заплетала косички. Разве могла она себе представить, что именно с помощью кукол она сможет рассказать о богатстве и разнообразии культуры разных народов? Скорее всего, нет. И когда она студенткой иногда попадала на сувенирные ряды, которые были заполнены матрёшками, хохломой, дымковской игрушкой, дулевскими и вербилковскими статуэтками, она не предполагала, что начнёт путь к превосходным шарнирным куклам, облачённым в традиционные национальные костюмы. Сакинат стала изучать роспись по дереву, и очень быстро появились чудесные матрёшки – в национальных костюмах и традиционных украшениях аварок, ногаек, даргинок, лезгинок, агулок, лачек, кумычек – Марьяшки, Патишки, Фатимки и Айшульки….

Симпатичные, тёплые, душевные семейки – глазастые, с нежным румянцем и стыдливой улыбкой на лаковом глянце поверхности. И всё же душе хотелось чего-то большего – более выразительного образа, более яркой индивидуализации, более чёткой идентификации. Смятение души в поисках идеального образа – это ступени Мастера, идущего вверх, и путь его тернист и полон препятствий.

Когда пришло решение использовать куклу как наглядный этнический образ, остро встал вопрос: где брать кукол и как их одеть в национальные костюмы и платки?

Привыкшая все делать качественно и доводить до завершения, Сакинат пришла к выводу: чтобы её проект достиг цели и куклы в национальных костюмах стали визитной карточкой республики, ей придётся усвоить профессии и скульптора – чтобы отливать из фарфора формы, и модельера – чтобы проектировать костюм, и швеи – чтобы эти костюмы шить с учётом всех традиционных особенностей.

Источник: Женщины Дагестана

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*