Skip to Content

ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ДРЕСС-КОДА ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Одним из наиболее изменчивых элементов материальной культуры народов Дагестана является одежда. Она обусловлена природными и хозяйственными условиями жизни народа, его культурными традициями, этическими нормами и эстетическими вкусами.
В этнографии одежда трактуется как искусственные покровы человеческого тела. Кроме утилитарного назначения – защиты тела от воздействия наружной среды – одежда может обладать также сигнификативными и ритуальными функциями. В понятие одежда входят головные уборы и обувь. Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности – климата, географической среды и традиционных занятий населения.
Традиционная одежда народов Дагестана. Одним из уникальных явлений материальной и духовной культуры народов Дагестана является традиционная одежда. «Возникнув как рукотворный предмет утилитарного назначения, он обладает в то же время идейно-образным содержанием, что объясняется многообразием функций». Традиционная одежда народов Дагестана была в своей основе однотипной с одеждой других народов Кавказа, что отражало их этническое родство, исторические и культурные связи и взаимовлияния.
В советское время в одежде народов Дагестана произошли значительные изменения, связанные с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни, которые привели к исчезновению большинства видов национальной одежды. Традиционный облик в одежде сохранялся в основном у представителей старших поколений и преимущественно у женщин и лиц, занятых в животноводстве. Сохранялись особенности в одежде, подчеркивающие семейное положение женщины. Существовали ограничения этического плана в одежде девушек. Проявили устойчивость и были широко распространены традиционные вязаные изделия и изделия из овчины. Модные типы одежды были характерны для молодежи. Определенное влияние национальных видов одежды испытывал и город.
В годы так называемой «перестройки» и особенно в постсоветский период под влиянием урбанизации и глобализации происходит утеря большинства элементов традиционного дагестанского национального костюма, который исчезает даже в сельской местности. По нашим полевым материалам, в настоящее время элементы традиционного национального костюма сохраняются только у женщин, проживающих в ряде горных районов республики: Ботлихском (андийцы), Шамильском (гидатлинцы), Акушинском (акушинцы и балхарцы), Карабудахкентском (губденцы), Дахадаевском (кубачинцы).
Учитывая то обстоятельство, что национальный костюм является одним из значимых элементов этнической идентичности, сохранившемся в эпоху глобализации, в последние годы в Дагестане возрождается неоправданно забытая дагестанская горская национальная одежда. Этнографами республики разработан комплекс рекомендаций по его использованию в современной культуре. Одежду, носимую в соответствии с предписаниями ислама, тоже можно считать компонентом традиционной дагестанской одежды.
Одежда горожан Дагестана. Одежда являлась важным компонентом повседневной жизни горожан Дагестана. По данным Э.М. Далгат, одежда городских жителей Дагестана отличалась разнообразием и на протяжении второй половины XIX – начала XX в. менялась в связи с тем, что города становились все более полиэтничными. Как считает Б.Б.-А. Абдулвахабова, основной тенденцией в развитии городской одежды в конце XIX – начале XX в. была ее европеизация. Качественные изменения городской одежды были связаны с подъемом экономики, расцветом торговли и промышленности, величайшим открытием в истории мирового швейного дела – появлением швейной машины. По мнению З.В. Кануковой, «для социальных, этнических и половозрастных групп горожан была характерна различная степень интенсивности в развитии одежды. Большей трансформации подверглась одежда (обувь, аксессуары) городской элиты, особенно женщин. Мужская одежда была более консервативной, а в молодежной были менее всего заметны сословные различия» . Как считает З.У. Махмудова, «главным источником привнесения новых элементов в одежду народов СССР был аморфный универсализм урбанистического типа» (сведение к минимуму индивидуальных, в том числе и этнокультурных особенностей человека)».
С распадом СССР и ослаблением ограничений, связанных с выездом за границу, стали регулярными поездки дагестанцев за рубеж, в том числе и с целью приобретения одежды и других предметов быта. Появились новые виды и типы одежды. В молодежной среде сформировался особый тип моды, который можно охарактеризовать как «региональная дагестанская мода».
Отношение к мусульманскому дресс-коду в России. В связи с развернувшейся деидеологизацией общественных отношений и своеобразным постсоветским религиозным ренессансом нельзя не отметить влияние ислама на одежду у определенной части женского населения Дагестана, у которой популярен костюм, произведенный в соответствии с нормами исламского конфессионального дресс-кода.
В последние годы в российском обществе разгорелись нешуточные страсти по поводу права ношения хиджаба в школах. Эта проблема обсуждалась в Конституционном суде и Верховном суде РФ и президентском Совете по правам человека. Россия присоединилась к списку стран, где женщинам запрещено носить хиджаб.
Следует отметить, что, несмотря на негативное отношение ношение к хиджабу в российском обществе, в Дагестане этот тип одежды популярен у определенной части девушек и женщин. В то же время дагестанское общество демонстрирует довольно лояльное и толерантное отношение и к другим типам модной женской одежды.
Особенности мусульманского дресс-кода у студенток Дагестанского государственного университета. Особую категорию молодежи составляет студенчество. Оно обозначает особую социально-демографическую группу, которая характеризуется определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением. Студенты различаются по своему социальному происхождению и материальным возможностям. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни.
Одним из элементов этой специфической субкультуры является костюм студента. «Костюм – это система определенным образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. Костюм дает внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, характер, а подчас и психическое состояние. Костюм может дополняться гримом, татуировкой, прической, украшениями и знаками различия. Еще одну средств идентификации костюма составляют украшения и аксессуары, которые играют значительную роль в создании его лаконичного образа».
Именно студенчество в силу особенности своей социально-демографической и профессиональной группы, группового самосознания, специфической субкультуры и образа жизни в наибольшей степени концентрирует в себе новации в одежде. В студенческой среде в меньшей степени распространены имеющие в молодежной среде знаково-престижные функции отдельные виды и элементы одежды.
Наше исследование, проведенное методами опроса и анкетирования, индивидуального интервьюирования респондентов, посвящено изучению носящих хиджаб студенток исторического факультета и факультета востоковедения Дагестанского государственного университета. Имея в виду этот элемент религиозного дресс-кода, такие девушки в повседневном быту обозначаются как «закрытые». (Информаторы: Мадина Шамхвалова – бакалавр 2 курса факультета востоковедения, Лабатханум Арсланмурзаева – бакалавр 3 курса факультета востоковедения ДГУ; Хадижат Максудова – бакалавр 3 курса исторического факультета, Мадина Магомедова – бакалавр 4 курса исторического факультета ДГУ).
Результаты наших исследований выглядят следующим образом: мусульманский дресс-код студенток ДГУ свидетельствует об определенном влиянии глобализации на этот элемент материальной культуры. Этот костюм в сравнении с традиционной дагестанской одеждой более консервативен, в меньшей степени сохраняет этнокультурные особенности и этнодифференцирующие признаки. Ответы студенток, на такие вопросы, как: Какова Ваша повседневная, выходная, праздничная, свадебная одежда и обувь? Какая одежда является на Ваш взгляд модной и брендовой? Вы ориентируетесь на западную или восточную моду? Где Вы приобретаете одежду – в магазине, бутике, на вещевом рынке, выписываете по интернету, шьете в ателье или сами? Носите ли Вы дагестанскую национальную одежду? Какого стиля одежды Вы придерживаетесь? Что для Вас недопустимо в одежде? Какое место занимает одежда в системе Ваших материальных ценностей? – были получены ответы, которые позволили сделать выводы, что ношение отдельных элементов традиционного национального костюма (старинные платья къабалай, платки гульменди, кIаз, носки джурабы, серебряные украшения) наблюдается лишь в определенных ситуациях (на свадьбу, мавлид, в гости). Наиболее распространенным стилем одежды у «закрытых» девушек является классический (консервативный). Они не приемлют экстравагантную одежду кричащих цветов, топы, мини, глубокое декольте, просвечивающую и чрезмерно облегающую одежду. В целом, результаты исследования современного костюма придерживающихся мусульманского дресс-кода студенток ДГУ свидетельствуют о сложении в этой специфичной среде особой моды, ориентирующейся на нормы и запреты ислама, касающиеся правил ношения одежды. Во всем остальном костюм этих студенток мало чем отличается от одежды их сверстниц в других регионах России.

Авторы: Зульпукарова Э. М.,
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, Дагестанский государственный университет, Махачкала
ezulpukarova@mail.ru

Сефербеков Р. И.,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала
ruslan-seferbekov@rambler.ru

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*