Skip to Content

Особенности гендерных исследований в России и российских регионах С Исламской Конфессией

Март 22, 2017 Публикации

За последние 15-20 лет идеи гендерного равенства прочно вошли в общественное сознание россиян.

Вопросы положения и роли женщин в современном обществе, их участия в социально-экономическом развитии страны, совершенствовании институтов гражданского общества, выравнивания позиций женщин и мужчин в избирательном процессе, более активного выдвижения женщин в структуры власти, участия их на всех уровнях принятия решений, защиты трудовых прав женщин и другие проблемы реализации конституционного принципа равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации активно стали обсуждаться в обществе. Медленно, но все же женщины приходят в политику, бизнес, в общественную жизнь, и на наш взгляд назрела необходимость создать какой то новый, имиджевый образ современной женщины. Тот образ воинствующей феминистки, скалькированный с запада, не приемлем в нашей стране, подчас он отталкивает большинство женщин, особенно в регионах. Назрела необходимость скорректировать работу по принципу — «Мы разные, но мы равные!» Необходимо учитывать местные культурные нормы и традиции представления о надлежащем женщине месте в обществе. Законодательство поддерживает идею гендерного равенства в сфере социальной жизни, но в то же время сохраняются неписанные правила, которые не позволяют женщинам реализовать равные возможности. Работа гендерных исследователей, на наш взгляд, должна заключатся на данном этапе на создании условий для реализации этих прав. Но для большинства бедных регионов гендерная работа остается роскошью, а не реальным способом усилить демократию.
В последние годы в республиках с исламским вероисповеданием наблюдается усиление дискриминации в отношении женщин со стороны мужчин при попустительстве органов власти. Женщины оказались в своеобразном вакууме по отношению к закону. Все знают об ухудшающемся положении женщины- существовании дискриминации по половому признаку при устройстве на работу, психологическом и физическом насилии в отношении женщины, попытках реанимировать некоторые законы обычного мусульманского права (адаты), принижающие женщину, но стыдливо замалчивают. Особо хочется отметить положение молодых женщин, которые особенно подвергаются дискриминации; попытки возрождения многоженства, насаждаемый стереотип, что «женщина хранительница домашнего очага», сводят к нулю шансы самореализации молодых женщин с высшим образованием. В обществе насаждается стереотип неполноценности женщины по признаку пола. Из религиозных источников выдергиваются доктрины о неполноценности женщины и постоянно муссируются разговоры о том, что женщина должна занимать подчиненное положение по отношению к мужчине в семье и в обществе. Насаждается мораль двойного стандарта: содержать семью и тяжелым физическим трудом она имеет право заниматься, а занимать руководящий пост она не может. Безработица, крайняя степень бедности выгнали женщин на продуктовые и вещевые рынки. С утра до ночи женщина находится вне семьи, выполняя непосильную физическую работу. В связи с всеобщим психологическим климатом ухудшаются внутрисемейные отношения; женщины стали чаще подвергаться физическому и психологическому насилию. Из всех опрошенных Центром гендерной политики женщин по пилотному проекту «Лицо восточного рынка» 80% отметили, что за последние 15 лет они стали чаще подвергаться физическому и особенно психологическому насилию.
За весь постсоветский период в республиках на уровне государственной власти не было проведено ни одно исследование, раскрывающее положение женщины. Социальные службы, обязанные по Федеральному закону РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», оказывать психологическую и иную помощь, не всегда в состоянии оказывать квалифицированную помощь женщине в связи с существующим у них страхом перед обществом за обнародование семейных проблем; женщины не всегда обращаются, что в органы службы социальной защиты, что в правоохранительные органы.
Если провести гендерный анализ средств массовой информации, 0.05% всех сообщений касаются каким то образом женской тематики, а о существовании дискриминации или насилия в отношении женщины не было ни одной публикации. На наш запрос в МВД Республики Дагестан о существовании насилия в отношении женщин, был дан ответ, что специальной статистики по данному вопросу они не ведут.
Как уже отмечалось выше, на Кавказе самая большая проблема работы с женщинами — это прививаемая веками установка, что женщина не должна выносить существующие в семье проблемы на суд общественности- представительница Ингушетии при обсуждении вопроса про особенности гендерных исследований в регионах с исламской конфессией, заявила, что такие проблемы существуют, наверное, в других регионах, а у нас женщины не чувствуют никакой дискриминации! И это заявление на фоне распространяющихся в ВУЗах республики листовок с требованием раздельного обучения, недавнего убийства женщины- правозащитницы, мотивом убийства которой считают профессиональную деятельность. Также в Республике Ингушетия и Чеченской Республике муссируются слухи и призывы к принятию закона о многоженстве. Свои предложения политики мотивируют тем, что таким образом сохраняются каноны исламской нравственности и предоставляется возможность для создания семьи одиноким женщинам. По социологическому опросу, проведенному Центром гендерной политики, 100% женщин, состоящих в браке, считают многоженство фактором, разрушающим психологический комфорт семьи, также считают 70% женщин, не состоящих в браке. Женщины, выросшие на европейских культурных ценностях не готовы принять имеющееся дискриминационное положение. Только привлечение внимания всего общества и открытый диалог между всеми заинтересованными сторонами: женщинами, органами власти, органами внутренних дел, правозащитными организациями, организациями, исследующими гендерные аспекты общества, являются на данный момент единственной возможностью изменить ситуацию. Сохранив территориально Кавказ, при попустительстве как центральной, так и местной власти, мы можем получить через несколько лет совершенно чуждое, средневековое сообщество. В этих условиях особенно уязвимыми становятся женщины журналистки, писательницы, общественные деятельницы. Во всех женщинах, имеющих активную гражданскую позицию, не нужно видеть приспешников дьявола и атеисток. Просто человеку, в том числе и женщине, нужно дать возможность применить на практике его основное право-право на свободу вероисповедания!
Привлечение женщин в политику и социальную жизнь, также поможет намного ослабить межклановую борьбу за власть. На Кавказе нет ни одного главы муниципального образования-женщины. Нет надобности повторять, что с приходом во власть женщины политика становится социально ориентированной и справедливой, меняет психологический климат в обществе.
Несколько лет назад в Махачкале прошла международная конференция «Сохраняя традиции стать современными». За неделю до конференции было совершено покушение на Президента Ингушетии, за три дня до конференции был убит министр внутренних дел Дагестана. Многие гости из дальнего зарубежья и Москвы побоялись приехать на несколько дней, а мы здесь живем……..Но конференция состоялась, приехали представители всех стран СНГ и одиннадцати регионов России. Я приведу всего лишь три рекомендации, из десяти, принятых на конференции, которые отвечают на извечный вопрос «Что делать?»:

«……1. Консолидировать усилия организаций, движений и объединений на региональном и федеральном уровне для разработки общих программ по поддержке женщин, женского движения;
2. Активизировать участие в разработке законодательных актов и формировании предложений для законодательных инициатив, направленных на совершенствование законодательства в области защиты прав женщин и формирование благоприятных условий для политической и социально-значимой деятельности женщин;

3. Инициировать создание долгосрочной стратегии развития женского движения в поликультурных и полиэтничных регионах;

Учитывая тот факт, что Дагестан является самым полиэтничным и поликонфессиональным регионом России с устойчивыми традициями социального взаимодействия, участники конференции считают целесообразным избрать его в качестве пилотного региона для реализации программ в регионах с исламской традицией.

Хочу привести слова мусульманской писательницы Амины Хусейн «Являясь частью мусульманского сообщества, которое стало «глобальным подозреваемым», мы платим непомерную дань за свободу слова. Я как будто чужой среди своих, и свой среди чужих. Если я критикую мусульман, я защищаю врагов ислама: если я молчу, я враг самой себе».

Хочу сказать несколько о женщине во власти: в России действует тенденция не к расширению, а к сокращению женской политической элиты, к фактической ликвидации женского политического лидерства. Среди государственных служащих 71% женщин, а среди тех, кто занимает высшие должности 12%. Из всех регионов России только одним руководит женщина
Современные женские политические объединения разрознены и не являются серьезной политической силой, прежде всего в силу своей малочисленности, отсутствия массовой социальной опоры в женской среде. Женщины занимавшие руководящие посты в политических партиях- А. Федулова, Е. Ляхова, М. Добровольская, Н. Андреева, С. Горячева, С. Умалатова, В. Новодворская, И. Хакамада, М. Арбатова, Л. Слизка сошли с политической авансцены, они могли бы войти в состав женской политической элиты, но они малочисленны и нет единства действий, сформированного группового сознания, общей воли к действию
Разобщенность новой политической женской элиты, самоизоляция ее представителей остаются главными причинами слабости женского движения в теории и в практике. И женская элита, действовавшая в доперестроечное и перестроечное время, оказывающая влияние на решение женских социально-политических и экономических проблем, в современных условиях не только сократилась, но и деградировала
На мой взгляд, в политике женщине предъявляют гораздо более жесткие требования, нежели к мужчинам-политикам, так как ее сравнивают с идеальным образом. Вызывает удивление и тот факт, что женщина не может рассчитывать на женский электорат, который по идее должен видеть в них защитника своих интересов. Массовое сознание отличается значительной консервативностью. По этой причине оно опирается на представление о женщине как о «хранительнице домашнего очага», а не «охотнике». даже политическом. Хотя в реальной жизни женщина стала с началом перестройки добытчицей- «охотницей». По данным Российской независимой компании маркетинговых и социологических исследований ROMIR Monitoring, женщин считают более практичными, менее коррумпированными и социально ответственными. По данным же исследования Института «Общественной экспертизы» женщины-депутатки Государственной Думы вдвое активнее участвуют в обсуждении законопроектов, среди них за все постперестроечные годы не было ни одной, которая ни разу не выступала за срок депутатства, в отличие от некоторых мужчин, они активнее встречаются с избирателями, вносят предложения и направляют запросы. И самое главное, женщины депутатки, в независимости от партийной принадлежности были единодушны в голосовании по ряду вопросов, касающихся повседневных нужд граждан, касающихся образования, здравоохранения, воинской службы и т. д. Выводы, сделанные исследователями- если бы даже в таком, каков он есть сегодня парламенте женщины составляли хотя бы треть депутатов, мы жили бы в другой , более социально-ориентированной и справедливой стране.
Несколько слов о практике привлечения женщин в политику из опыта британских лейбористов:
привлечение в руководство партии женщин, по мнению лейбористов, должно было улучшить имидж партии, и целый ряд процедурных изменений, в том числе и квотирование привело к тому, что за 17 лет с 1979 года по 1996 год в Национальном исполнительном комитете их представительство увеличилось с 3 до 48%.
Лейбористы, начиная с 1974 года во все программные манифесты помещали отдельные подразделы, содержавшие перечень обязательств перед женщинами: Хартия женщин, в 1974 году, Равенство для женщин 1979 в году, Лучшее предложение для женщин и Равные права для женщин на рабочем месте в 1983 году, Женские права в 1987 году, Лейбористское министерство по делам женщин в 1992 году.
Лейтмотив этих манифестов перекликается с теми вопросами, которые из года в год обсуждаются российскими гендерными исследователями-принцип практического обеспечения равных возможностей для женщин. Женщинам следует дать свободный выбор между занятиями семьей дома и работой, обеспечение равной оплаты за труд одинаковой ценности, путем внесения соответствующей поправки в закон о равенстве в оплате, усилении закона о дискриминации по признаку пола, путем включения в него запрета о прямой и непрямой дискриминации в части семейного статуса, усилении и расширении комиссии по равенству возможностей, распространение трудовых прав на женщин, работающих дома и неполный рабочий день, дополнительной помощи семьям с одним родителем. Предложенное в манифесте министерство по делам женщин должно было инициировать законодательство и координировать политику в интересах женщин и детей, обеспечения безопасности женщин и привлечения их в общественную жизнь.

Предлагаю следующие шаги для улучшения положения женщин:

1.Создать Совет по делам женщин, молодежи и детей при Президенте РФ. И самое главное, чтобы включили в Совет не «заслуженных свадебных Генералов», а реально работающих в этой сфере женщин. Чтобы не быть голословной предлагаю со своей стороны женщин, с которыми мне пришлось сотрудничать и в компетенции которых я уверена: Инна Айряпетян-Чеченская Республика, Ольга Гобзева-Москва, Наталья Дмитриева-Москва, Валентина Череватенко-Ростовская область, Марета Дзейтова-Республика Ингушетия, Марина Ракша-Москва.

2. Резолюция второго съезда женщин-Внесение в избирательное законодательство и закон «О политических партиях» конкретных поправок, которые могли бы обеспечить выравнивание позиций женщин и мужчин в российском избирательном процессе, а значит – и в российской политике. При выдвижении политическими партиями списков кандидатов число кандидатов одного пола не может составлять менее 30 процентов. При этом в списке не должно состоять подряд более двух кандидатов одного пола. В избранных съездами руководящих органах политических партий должно быть представлено не менее 30-ти процентов лиц одного пола. Мы призываем политические партии еще до изменения законодательства предусмотреть в своих Уставах нормы, обеспечивающие не менее чем 30-ти процентное участие лиц одного пола в руководящих органах партии.

3.Инициировать Создание министерств по делам женщин, семьи, молодежи и детей. Для этого необходимо всего лишь расширить существующие во многих субъектах РФ министерства по делам молодежи.

Должность президента Швейцарии в 2010 году заняла Дорис Лойтхард. Должности спикеров верхней палаты парламента Швейцарии — Эрика Форстер-Ваннини и нижней палаты Паскаль Брудерер.
Таким образом, в Швейцарии, где женщины не могли принимать участие в общенациональных голосованиях до 1971 года, три высокие государственные должности заняли женщины.

Омарова Хатима Алиевна,
генеральный директор Центра гендерной политики
Республика Дагестан

Предыдущий
Следующий