Skip to Content

Легенда Аварского театра

Это удивительно талантливая женщина сыграла важную роль в становлении театра. С ранних лет Аварский театр стал ее родным домом. Около  65 лет Сидрат радовала зрителей своим талантом, завоевав на своем творческом пути множество почетных премий и высоких наград.

До последних дней она оставалась востребованной и продолжала играть в известных спектаклях. Она дарила искреннюю любовь через призму своего творчества, создавала незабываемые образы своих героинь, завоевав тем самым восхищение и уважение зрителей. Эта женщина, восхищение мастерством и талантом, которой перекликаются с ее удивительным обаянием, человечностью и профессиональными качествами.

Сидрат родилась в селении Шотода Хунзахского района. Рано потеряв родителей, воспитывалась в Хунзахском детском доме. Сидрат росла общительной веселой девочкой. Она пела, танцевала, наряжалась артисткой, изображая многие женские роли, увиденные на сцене Аварского театра. Артисты театра были частыми гостями у детдомовцев. Сидрат очень нравилась красивая и талантливая артистка Патимат Хизроева и она пыталась подражать ей. Детский дом частенько посещал и народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса, который заметил тягу маленькой Сидрат к песням, танцам, он сажал девочку себе на колени и слушал ее песни. Сидрат пророчили актерскую карьеру. И театр стал «сватать» ее, так как там не хватало молодых актрис.

В 1952 году в свои неполные 14 лет она была приглашена в Аварский театр. Под свою ответственность и опеку ее берет тогдашний главный режиссер Аварского театра П.В.Джапаридзе. Первые ее роли – это мальчики-подростки, девочки-школьницы. Фактически Сидрат играла себя и своих сверстников. Ей удавалось легко и просто говорить от имени себе подобных. Молодость, любовь к театру, вера в предполагаемые сценические обстоятельства помогали Сидрат быть правдивой и искренней. Озорные, живые, естественные детские характеры, созданные девочкой, которая ловила каждое слово режиссера и старательно выполняла поставленную задачу, подкупали свежестью, правдой чувств.

А в это время в Москве Аварская студия готовила при ГИТИСе дипломные спектакли. Среди студийцев была единственная девушка Айшат Мамаева. Для дипломных спектаклей нужна была еще исполнительница женской роли. Театр командирует Сидрат для участия в дипломных спектаклях аварской студии ГИТИСа. Сидрат были поручены 3 ответственные роли в спектаклях «Ворон» К.Гоцци, «Проделки Скапена» Ж.Б.Мольера и «Беспокойная старость» Л.Рахманова. Год работы с большими мастерами и талантливыми педагогами дал много пытливой и влюбленной в театр девушке. Она быстро усваивала все уроки по мастерству, и работа над ролью у Сидрат проходила всегда интересно, живо, с большой отдачей. Педагоги были в восторге от ее способностей.

Вернувшись в театр, Сидрат окунулась в работу. П.В.Джапаридзе мечтал поставить «Ромео и Джульетту» У.Шекспира с Сидрат – Джульеттой. Была поставлена «Двенадцатая ночь, в которой она играла Виолу. Работы Сидрат не боялась, она буквально отшлифовывала роль. Бесконечные пробы, упражнения, этюды на тему роли помогали ей постичь характер. Часто мешало то, что у нее не было специального образования. Но она не боялась лишний раз посоветоваться, поспорить. А характер общительного покладистого человека помогал ей в трудных поисках.

Она всегда с удовольствием соглашалась играть любую порученную ей роль, лишь бы быть в работе. Особенно удавались ей характеры героинь из народа, простых девушек-служанок, крестьянок, сельских девушк из современной драматургии. Живые, естественные в своем поведении образы были близки и понятны ей. Поэтому и образ служанки Смеральдины из спектакля «Слуга двух господ К.Гольдони был одним из удачных.

В золотой фонд Аварского театра вошли созданные С.Меджидовой многокрасочные образы из пьес мировой драматургии – это очаровательная Виола («Двенадцатая ночь» У.Шекспира), энергичная, находчивая Сюзанна («Женитьба Фигаро П.Бомарше), шаловливая, взбалмошная Зербинетта («Проделки Скапена» Ж.Б.Мольера), хитроумная, взрывная, темпераментная Кабато («Ханума») А Цагарели), фантазийная, ироничная и эксцентричная Доротея («День чудесных обманов» Р.Шеридана), роль девицы Марины в спектакле «Старик» М.Горького и др.

Детский репертуар относится к лучшим страницам творческой биографии артистки. Много раз она исполняла роли мальчиков. В спектакле по пьесе Т.Асланова «Гость из заграницы» она познакомила зрителя со смелым и находчивым Чупаном. Кот «Кот в сапогах» А.Прокофьева и ВюСапгир, Зайка «Девушка Роза» З.Атаевой, Сказочника «Близнецы» П.Панчева и вереница озорных и трудных мальчишек, непоседливых или застенчивых девочек-горянок полюбились зрителям разных лет.

Полюбилась зрителям и ее Зада из спектакля «Али с гор» З.Алиханова. Молодая горянка, жена Али своей добропорядочностью, чистотой и благородством располагала к себе, раскрывая лучшие стороны женского характера.

Сидрат создала большую галерею женских образов национальной драматургии, блестяще проявив широкий диапазон актерских средств выразительности, не повторяясь в интонационных и характеристических красках. Это Меседу в «Сапожнике» и Умагани в «Сундук бедствий» Г.Цадасы, Заза-Бика в «Аманат» А.Хачалова, Нанико в «Саба Меседо» М.Абасила, Пари в «Горянке» Р.Гамзатова, Меседу в «Махмуде из Кахаб-Росо» М.Абасила и др.

И в эпизодах, и в небольших зарисовках Сидрат Меджидова всегда была приметна, запоминающе оригинальна и неповторимо индивидуальна.

Сидрат Меджидова – поющая артистка. Особенно удачны в ее исполнении народные песни. Звонкий, сильный, красивый голос драматической артистки С.Меджидовой, хорошо чувствующей слово, в сочетании с особой манерой народного пения, полюбился аварскому зритею. Сольные концерты С.Меджидовой всегда проходили при переполненных залах.

Народная артистка Дагестана (1968), заслуженная артистка РСФСР (1986) и народная артистка России (2004) Сидрат Меджидова  вошла в «Золотой фонд» театрального искусства республики.

27 мая 2015 г. ушла из жизни легендарная актриса Аварского театра Сидрат Меджидова Меджидовна. Это огромная и невосполнимая утрата не только для Аварского театра, но и для всего театрального искусства Дагестана в целом.

 

 

 

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*