Skip to Content

Изменение отношения к роли женщины в обществе (на примере Азербайджана)!

Июль 7, 2018 Публикации

Азербайджан страна с исторически преобладающим мусульманским населением. Как и на всем Востоке роль мусульманской женщины в Азербайджане в начале ХХ века была минимальной. Женщина в восточной культуре воспринималась как хранительница семейного очага. Она должна была быть дома, следить за уютом, растить детей и подчиняться мужчине в доме. Мужчина в восточном обществе должен был обеспечивать и охранять свою семью. «Дом» как категория априори считался «миром женщин».
Общественные роли мужчины и женщины, гендерные отношения претерпевали изменения в результате следующих мероприятий со стороны самого государства:
— принятие и распространение законов, обеспечивающих право равенства мужчин и женщин,
— всеобщее образование, просвещение,
— влияние передовых взглядов, почерпнутых из иностранной литературы, печати и т.д.,
— осознание гендерных проблем, связанные с ними переживания и осмысление несправедливости, восприятие различия мужского и женского как неравенство возможностей.
В период Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) был провозглашен демократический строй, гражданские права и свободы, впервые женщине были даны права. Это отразилось на участии женщин в жизни общества и страны. В законе «О выборах в Учредительное Собрание Азербайджанской Республики», принятого Парламентом Азербайджанской Республики 21 июля 1919 года отмечалось: «Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщего без различия пола и равного избирательного права, посредством прямых выборов и тайного голосования, с применением начала пропорционального представительства». В 3 третьем пункте, Главы II значилось: «Правом участия в выборах в Учредительное собрание пользуются граждане республики обоего пола, коим ко дню выборов исполняется 20 лет».
Существенные изменения произошли в период советской власти. Одной из задач советской власти стала борьба с религией, религиозными и патриархальными пережитками. В Азербайджане это вылилось в борьбу с ношением чадры, которая рассматривалась как средство угнетения женщин, способ патриархального контроля над ними, а также элемент, скрывающий и искажающий человеческую идентичность.
Об изменении отношения к роли женщины в обществе свидетельствуют данные из статистических сборников «К 40-летию установления советской власти в Азербайджанской ССР» и др., которые издавались каждые 10 лет. Привлечение женщин к работе и учебе было добровольно-принудительным. Регламентировалось число женщин на руководящих должностях, даже представительство в Верховном Совете СССР.
Существенные перемены в советское время привели к инвестировании женщин в человеческий капитал и выравниванию зарплат мужчин и женщин, работающих по одной специальности. В Азербайджанской ССР, как и в других республиках СССР, принудительно-добровольно были обеспечены всеобщая грамотность и всеобщая занятость. Государственные органы строго контролировали этот процесс. Благодаря этой политике, в советское время появились женские кадры. Женщины, занятые на производстве стали экономически независимыми от мужчин. Конституция гарантировала равную зарплату за равный труд. При этом, государство социально обеспечивала и поддерживала матерей-работниц. Система квот для женщин, партийные структуры женотделов (1919-1930), пособия материям, ограничение труда женщин на вредных и тяжелых работах, — защищали женщин как отдельную категорию населения. Индустриализация сопровождалась жилищной политикой, предоставлением льгот многодетным и одиноким материям, расширением сети детских садов и т.д., облегчавшим положение женщин.
В 1960-е годы в увеличении значения женской роли в обществе и активизации женской части населения Азербайджанской ССР сыграло появление телевидения.
Люди смотрели западные фильмы, видели женские образы, а также советские фильмы, пропагандирующие образ советской передовой, активной и целеустремленной женщины. Наблюдение за тем, как женщина принимает участие в общественно-политической жизни, также откладывалось в сознании граждан.
В результате опроса мужчин с высшим образованием 1950-1970 г.р., изменение роли женщины в обществе было оценено как необходимый процесс. Отвечая на вопрос, как мужчины отнеслись к изменению роли женщин в обществе, они ответили, что в случаях, когда на содержание семьи не хватает средств одного мужчины, работа женской части семьи поощряется.
Таким образом, они подчеркнули меркантильный интерес, необходимость пополнения бюджета семьи. Мужчина (отец, муж, брат, т.е. мужчина главный в семье), разрешая жене работать, не исходит из того, что она имеет равные права с ним.
Все респонденты подчеркнули, что мужчины, которые хотели бы или хотят, чтобы женщина работала, имеют финансовый интерес.
При этом стоит отметить, что Азербайджан можно разделить на город Баку и остальную часть страны, т.е. провинциальные города, районы и села. И отношение к поставленной проблеме в них разное.
В результате армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и социально-экономических тягот начала 1990-х годов, в Азербайджане много мужчин погибло на войне или было покалечено, многие уехали на заработки в ближнее зарубежье. Все тяготы легли на плечи женщин и это вынудило их примерить на себе новые обязанности. Со временем ситуация стабилизировалась, но отныне отношение к работающим и активным женщинам в обществе было также стабильным.
По опубликованным данным за 2009 год, Азербайджан по деловой активности женщин занимает 32 место среди 134 стран, а по разнице в зарплате за один и тот же труд наравне с мужчинами — 14 место, по возможности женщин занимать руководящую должность — на 118 месте. В Азербайджане в последнее время появилась прослойка женщин-предпринимателей. По данным статистики, женщины-предприниматели без образования юридического лица, составляют 17%.
Респонденты, опрошенные нами, подчеркивают огромную прогрессивную роль зарубежного телевидения на сознание и мышление современной женщины. При этом, критикуется местное телевидение, отсутствие образовательных программ.
Все респонденты отмечают, что активность женщин в общественной жизни позволяет ей самоутверждаться и саморазвиваться. Главный тезис – даже образованная женщина только дома, без живого общения с социумом не может развиваться в должной степени. По существующему мнению, в современном Азербайджане женщины хоть и имеют права, но социальная дискриминация женщин по-прежнему существует.
Респонденты признали, женщины не могут в полной мере воспользоваться своими правами и бороться за свои интересы. Сводки СМИ пестрят сообщениями о самоубийствах женщин и насилием над ними.
И сегодня женщины терпят гнет в семье. Некоторые мужья заставляют женщин надевать хиджаб, соблюдать религиозные предписания, ограничивают круг общения, регламентируют ее жизнедеятельность, возможность свободного передвижения, не разрешают работать. При этом, заставляют женщину выполнять все обязанности по дому. В обществе существует стереотип, что женщина должна с утра до ночи прислуживать домочадцам и выполнять всю работу. Со временем, когда проходит молодость и женщина обременена детьми, ей могут позволить работать. Но, как правило, такая женщина не имеет опыта работы, должного образования, подготовки и не может претендовать на приличную работу. Зарплата жены не интересует, может быть, только 5% мужчин.
Считается, что женщина после развода становится более свободной, она вынуждена «вертеться», выживать, но при этом над ней не властвует муж и не стесняет ее действия.
Если раньше меньше отцов и мужей хотели бы, чтобы их дочери и жены получили профессию и работали, то сейчас намного больше. Мужчины называют один мотив: женщина должна сама зарабатывать и ценить заработок мужчины, вносить свой материальный вклад в дом.
Сегодня при выборе невестки или жены, руководствуются принципом: образованная или работающая женщина принесет материальную выгоду, будет подспорьем для бюджета семьи. В тоже время, многие образованные мужчины стремятся к браку с образованной девушкой для лучшего взаимопонимания. Но при этом часть мужчин думает: «А зачем мне нужна ее работа?»
В ходе опроса учителей мужчин разных районов Азербайджанской Республики, выяснилось, что мужчины привыкают к возрастанию роли женщин в обществе. При этом в глубине души они переживают за своих женщин, подозревают их, т.е. нет 100% уверенности.
Мужчины вынуждены смириться с социально активными женщинами, т.к. если женщина не будет работать, семье будет трудно. По мнению 95% опрошенных мужчин, женщина может быть учительницей, врачом. И ей разрешается работать ради материального благополучия семьи. Не всем, получившим высшее образование девушкам, мужья разрешают работать. Такие мужчины подчеркивают, что свои знания и культуру она передаст своим детям и этого достаточно. Некоторые родители, создавая условия для карьерного роста своих дочерей, надеются, что это позволит им быть независимыми или поможет в трудное время самой стать на ноги и обеспечить себя. Если 50-60 лет назад, признается старшее поколение, женить детей было легче, то сегодня – это очень трудно. Проблема в социально-экономических реалиях, очень много материальных проблем. Или родители должны помочь молодым или молодые сами должны себя обеспечивать. Поэтому необходимость работающей женщины в семье возрастает как потребность.
Практически все опрошенные мужчины и большинство женщин подчеркнули, что хотели бы работать под началом руководителя – женщины, т.к. с ней удобней, легче, лучше, женщины-директора способны пойти на встречу, менее склонны к риску и конфликту, они добрее и мягче. Они отметили, что мужчины руководители – резче, агрессивней, грубее. Таким образом, обращается внимание на эмоциональность, коммерциализацию эмоций и гендерных стереотипов. Между тем, закон не имеет гендерной привязанности, профессионализм и квалификация прописаны во всех конкурсах на должность учителя и руководителя школы.
Один из респондентов подчеркнул, что в Гахе всего пять школ, из них в четырех — директор женщина. Много женщин и на руководящих должностях в больницах и образовательных учреждениях как в городах, так и в районах.
Если 20 лет назад в районах Азербайджана невозможно было практически увидеть женщину за рулем, то теперь этим никого не удивишь. Мужчина сам покупает машину своей жене, либо одинокая женщина сама на это решается. И отношение к деловой и современной женщине в районах позитивное. На вопрос, смирились ли мужчины или они проявляют уважение и признают женские права, подавляющее большинство ответили, что принятие новой современной женщины: деловой, успешной и активной – нормально и отношение к ней нормальное, уважительное.
При этом все подчеркивают позитивное, положительное отношение к образованной женщине.
Сами женщины приняли активное участие в опросе и высказали такие проблемы на работе как оскорбительное, бестактное отношение со стороны мужчин-руководителей, а также необходимость быть занятой весь день на одной и более работах и невозможность уделить достаточное время своей семье.
Наряду с успехами женщин практически во всех сферах жизнедеятельности, нельзя отрицать и умалчивать проблемы. Идеальных обществ не существует. В современном азербайджанском обществе можно и нужно говорить о насущных проблемах и искать пути из разрешения.
Мы встречаем мнение, что нет продвижения в отношении роли женщины в обществе. Женщина все еще находится под гнетом семьи, менталитета, пережитков и стереотипов. Именно семья принимает решение, продолжать ли девочке образование после 9 класса и выходить ли ей замуж до разрешенного законом возраста. (В южных районах Азербайджана девочки фактически учатся до 9 класса, практикуются ранние браки). Именно в семье бывает больше всего принуждение и насилие над женщиной вплоть до убийства. Государство ведет в этом направлении работу, эти проблемы живо обсуждаются и в обществе, но пока они по-прежнему существуют, особенно в южных районах страны. Под прицелом находится, как правило, необразованная часть женского населения. Любое существующее отрицательное отношение к социальной активности женщины большинство считает не верным. Т.к. для адаптации в обществе обязательно нужно работать, чем-то заниматься. Хорошо было бы, чтобы выделялись квоты для женщин, как в Европе сегодня и ранее было в советское время. Для полного решения всех этих проблем необходима жесткая позиция государства, усиление просветительской и диагностической деятельности общественных организаций.
Социальная активность и роль женщин в обществе признана необходимой и прогрессивной. Отношение к возрастающей роли женщины в обществе позитивное. Отношение это формируется на основании объективных и субъективных факторов: глобализация, модернизация, роль СМИ, вестернизация, влияние урбанизации и т.д. Огромное значение имеют СМИ, которые воспроизводят и усиливают образы гендерного мира.
Стремление женщин занять достойное место в обществе нарастает. Для достижения этой цели, необходимо с самого рождения заниматься не только образованием, но и воспитанием детей. Прививание культуры и воспитание детей – залог будущего всей нации. Воспитание и кругозор, заложенные в ребенка в семье и укрепляющиеся в школе, а также достойный уровень образования позволят и женщине быть достойной частью общества, и мужчине быть на высоте и с уважением относиться к женщинам. Активность женщин в социуме влияет на ее статус, моральное удовлетворение и запросы самого социума. Социум, в свою очередь, как мы убедились, имеет зачастую рациональные вызовы, подавляющие эмоциональные факторы. В азербайджанском обществе в целом положительное отношение к женщинам, ориентированным на успех. Женщина, ориентированная на карьеру умело руководит трудовым коллективом, обладает высоким межличностным уровнем общения. Занятость женщины является ее личным выбором, обоснованным моралью и экономикой.
Если в советское время участие в общественной жизни и производстве было обязанностью женщины, то в современном обществе – добровольный выбор женщины, связанный с расширением ее мировоззрения, и вызванный также экономической необходимостью обеспечения семьи, которая сама зачастую требует и поощряет активизацию роли женщины. Достижение гендерного равенства и утверждение прав человека имеет как практическую, так и эмоциональную пользу.
Автор:Севиндж Исрафил гызы Алиева,
доктор исторических наук,
г. Баку

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*