Skip to Content

Испытание пряжей

Февраль 5, 2018 Публикации

Гигантский ковер, сотканный вручную в Дагестане, заявлен в «Книгу рекордов России». Знатоки оценивают его в 10 млн рублей, но чего на самом деле стоит труд мастериц ковроделия?
Ковроткачество — кропотливое ремесло, которым до сих пор владеют дагестанские мастерицы. Ручной труд давно уступил место фабричному производству, но знатоки уверяют, что не может быть ковра лучше, чем сотканный и окрашенный по древней технологии. «Это Кавказ» побывал на юге республики, чтобы узнать, каково соткать вручную гигантский ковер — изделие длиной 6 м 30 см и шириной 4 м заявили в «Книгу рекордов России». Огонь, вода и 5 миллионов узлов — Я тку с самого детства. В моем родном селении Джули Табасаранского района традиционно ковроделием были заняты почти все женщины, а нас, девочек, учили этому ремеслу с малолетства, — рассказывает мастерица Мильанат Тагирова.

Она была одной из первых ковровщиц, кого три года назад художник Сабир Шихов из Дагестанских Огней, небольшого города в 15 минутах езды от Дербента, позвал, чтобы воплотить масштабную идею — вручную соткать из пряжи гигантское живописное изображение древнего города. И одна из немногих, кто не сошел с дистанции за год работы. Женщинам предстояло сделать более 5 миллионов узлов и успеть к назначенному сроку — ковер задумали соткать к 2000-летию Дербента. — Когда я звала в нашу команду свою знакомую, очень трудолюбивую и умелую ковровщицу Каинат, то, чтобы не пугать ее с самого начала сложностью работы, сказала, что мы будем ткать просто большой ковер. Она без раздумий согласилась. Когда же закончились орнаменты «бордюра» и началась живописная часть, она растерялась, даже расплакалась, думала, ничего у нее не получится, — рассказывает Мильанат. — Не помню, что я ей сказала, но удалось убедить ее не бросать дело. И так со многими. Особенно вначале мастерицы не верили в свои силы. Нам было очень тяжело работать с цветами — столько оттеночных переходов. Я для интереса подсчитала — на ковре больше ста цветов. Сделать так, чтобы переходы в оттенках были мягкими, не дай бог ничего не перепутать, — было очень боязно. Нужна большая концентрация, это тяжелая, кропотливая, работа. Я восприняла ее как своего рода испытание, хотела понять, на что я способна.

Порвать к чертям и жить спокойно

На ковре изображен древний Дербент по мотивам гравюры русского живописца и военного топографа Гаврило Сергеева, побывавшего в городе в 1796 году. Гигантское изделие решили назвать «Аль-Абваб» — сокращенно от Баль-аль-Абваб, арабского названия города, переводящегося как «Ворота ворот». Идея «раскрасить» гравюру и перенести ее на полотно ковра пришла в голову художникам Серажетдину Улаеву и Сабиру Шихову и директору музейного комплекса «Нарын-Кала» Али Ибрагимову. Подоспел и повод — через полтора года город собирался праздновать 2000-летний юбилей. Сперва художники создали рисунок полотна, по которому была разработана техническая схема для мастериц. «Штаб-квартиру» для работы организовали в помещении одного из мебельных магазинов в городе Дагестанские Огни. В большом зале установили ткацкий станок, равный длине ковра. Только на подготовку ушло четыре месяца. Самым сложным оказалось набрать команду мастериц.

Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/traditcii/ispytanie-pryazhei

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*