Skip to Content

Гендерный аспект профориентации в Дагестане: «мужские» и «женские» профессии.

Август 9, 2018 Публикации

Дагестан – уникальный регион, состоящий из четырех основных физико-географических зон: низменной, предгорной, горной и высокогорной, предопределивших разнообразие форм хозяйства и занятий для населения этих районов и, соответственно, определенную хозяйственную специализацию. Основными занятиями дагестанцев издревле являлись земледелие и скотоводство, но в каждой из зон один из видов занятий превалировал над другим.
Наиболее подходящей для хозяйствования считалась равнинная часть Дагестана, для которой характерно обилие пахотных и пастбищных угодий. Это позволяло жителям плоскостных районов (кумыкам, дагестанским азербайджанцам, терекеменцам, ногайцам) успешно заниматься земледелием и животноводством в таких масштабах, что в XIX – начале ХХ века зерновое хозяйство приобрело товарное значение. Помимо земледелия и животноводства на равнине занимались садоводством, виноградарством, разведением бахчевых культур, мареноводством, шелководством и хлопководством.
В горах, в большинстве районов (особенно у лакцев) наблюдалась нехватка пригодной для земледелия земли, и та была распределена между хозяйствами далеко не равномерно. Большое число хозяйств вообще было безземельным. В XIX веке на долю одного хозяйства в среднем приходилось лишь 0,16 – 0, 2 десятины земли.
Горцы приспособились к малоземелью: создавали поселения и строили жилища на неудобьях; фантастически рационально использовали пригодную для земледелия землю, титаническим трудом создавая многоступенчатые искусственные террасы, которые, к сожалению, были вынуждены засевать зерном без применения севооборота. Не случайно, еще Н.И. Вавилов отмечал: «Вряд ли можно лучше использовать землю, чем это делают в Дагеста¬не… В Дагестане можно видеть интенсивную террасную культуру, идеальное использование для культуры рельефа гор, максимальное использование каждой пяди земли для земледелия. Можно учиться умению рационально использовать каждый клочок ценной земли».
Но, несмотря на это большинство жителей Дагестана, как в горах, так и на плоскости занимались земледелием, меньше животноводством. В горных долинах основным занятием было садоводство, которое в прошлом ставило жизненный уровень жителей горнодолинной зоны в некоторую зависимость от тех, кто занимался земледелием и животноводством – обменивать фрукты на зерно, мясо и сыр было довольно сложно. В высокогорной зоне животноводство превалировало над земледелием: альпийские луга способствовали такой специализации.
Основные отрасли хозяйства – земледелие и животноводство – находились преимущественно в руках мужчин, а работа по дому и домашние промыслы – женщин. Говорили: «Вне дома – мужское занятие; внутри дома – женское». Однако, горские женщины, в отличие от равнинных, несмотря на то, что наиболее трудоемкие и ответственные работы, такие как пахота, сев, полив, веяние обмолоченного зерна, все, что связано с овцеводством, все же выполнялись мужчинами, много трудились в поле.
Таким образом, хозяйственная специализация региона, всецело зависевшая от его природных условий, повлияла на ход общественного разделения труда, согласно которому мужскими занятиями у большинства народов Дагестана являлись пахота, полив (в районах поливного земледелия), жатва хлебов, молотьба, сенокошение, выпас скота, разные работы в садах, на виноградниках (в районах виноградарства и садоводства), работы на бахче, заготовка и завоз топлива.
Женскими считались работы по дому (приготовление пищи, доение коров, переработка продуктов животноводства, стирка, обеспечение водой, уборка и обмазка дома, починка и шитье одежды) и домашние промыслы. В горной зоне, там, где невозможно было косить траву косой, заготовкой сена занимались женщины – косили траву серпом (сугубо женским рабочим инструментом); перевозкой сена на ишаках и небольшими тюками на собственных спинах также занимались женщины. В горных селах, особенно у аварцев, мужчина, идущий за «хвостом ишака», если поклажей было сено, а не фрукты в сапетках, или продукты животноводства, предназначенные для продажи или обмена на базарах (торговлей тоже занимались только мужчины), мог быть осмеян или награжден обидным прозвищем.
Нехватка пахотных земель в горных районах способствовала развитию домашних промыслов и ремесел, предопределило это и наличие здесь широкой сырьевой базы (шерсть, овчина, конопля, глина, дерево и др.).
В осенне-зимний период, когда женщины были относительно свободны от полевых работ, они занимались изготовлением шерстяных носков, чулок и уличной обуви из шерсти, прядением, изготовлением ворсовых и безворсовых ковров, паласов, мешковины, сукна, хлопчатобумажных и шелковых тканей, полотна, валянием войлоков, кошм с цветными аппликациями. Обработка овчин для изготовления шуб, обуви и головных уборов были обязанностью мужчин. Практически на каждом годекане (место, где собирались для свободного времяпровождения и обмена новостями) имелся специальный большой камень, вертикально врытый в землю с круглым отверстием для выделки кожи. Изделия этих домашних промыслов нередко имели товарное значение. Так, например, южнодагестанские ковры пользовались спросом на восточных и европейских рынках, кубачинские и кумухские оружейники и ювелиры поставляли свою продукцию на рынки Кавказа, России, стран Передней Азии и Ближнего Востока, жители аварского селения Унцукуль стали известны как лучшие мастера по изготовлению изящных деревянных и костяных изделий с инкрустацией, и получали заказы от заграничных фирм. Широкой популярностью пользовались на рынках Кавказа и России каратинские шали, андийские бурки и сафьян из с. Салта.
Малоземелье способствовало и появлению отхожего промысла, вызванного трудными экономическими условиями жизни в горных районах. Так, в 1903 г. число отходников составляло 63 612 человек, в 1913 г. – 83 317 человек. По данным 1913 г., наибольшее число отходников давали Гунибский (15 967 человек), Даргинский (11 763 человек), Кази-Кумухский (12 069 человек) и Самурский (23 183 человек) округа. Кроме отходников, отправлявшихся на заработки в одиночку, ежегодно, особенно из горных округов западного и южного Дагестана (Андийский, Гунибский и Самурский округа), «с осени жители целыми семьями и со своим скотом «перекочевывали» в Тифлисскую, Елисаветпольскую и Бакинскую губернии и Закатальский округ и др., где оставались до начала лета следующего года. Следует отметить, что женщины самостоятельно на заработки не выезжали.
Итак, можно констатировать, что у народов Дагестана существовала традиционная жесткая регламентация межполового разделения труда.
Включение Дагестана в орбиту общероссийского рынка, особенно его равнинной части, существенно изменило жизнь жителей плоскостных районов. Активное развитие товарного земледелия, увеличение парка сельскохозяйственных машин способствовало подрыву экономических основ натурального хозяйства.
В частности, началось свертывание целого ряда домашних женских промыслов. Этому стало причиной распространение фабричных тканей и других фабрично-заводских изделий. В итоге женщина на равнине, которая не принимала активного участия ни в полеводстве, ни в животноводстве, потеряла возможность быть общественно-полезной, ее труд все более ограничивался работой по дому – «домашним частным трудом», что поставило ее в экономическую зависимость от мужчины.
В горах женщина продолжала принимать активное участие во всех отраслях хозяйства, поскольку круг ее обязанностей был неизмеримо шире, чем на плоскости. Да и развитие отходничества способствовало большей самостоятельности горской женщины: в отсутствие мужа все хозяйство было на ее плечах, она устанавливала свои порядки в доме, в которые муж, вернувшийся с заработков на короткое время, предпочитал не менять.
После установления советской власти в Дагестане женщина стала активно включаться в общественное производство. Появились сельскохозяйственные артели, колхозы, фабрики, заводы, на которых женщины трудились наравне с мужчинами.
Советская власть стала уделять большое внимание росту трудовой и общественно-политической активности женщин Дагестана. Неуклонно проводя в жизнь ленинские указания о том, что социализм нельзя построить, не привлекая к этому строительству женщин, партийные и советские организации Дагестана целенаправленно вовлекали женщин в хозяйственную, общественно-политическую и культурную жизнь.
Постепенно традиционное межполовое разделение труда и его жесткая регламентация стали терять свое приоритетное значение. Женщины начали осваивать новые специальности, в том числе и мужские, и в 30-40-е годы ХХ столетия их можно было увидеть за станком, за трактором и т.д.
В Дагестане быстрее, чем в центральных регионах страны, увеличилась численность работниц в народном хозяйстве. Последнее было обусловлено значительными темпами развития народного хозяйства, созданием условий для применения труда женщин в общественном производстве.
Работницы в ДАССР, как и в среднем по РСФСР, составляли более половины рабочих и служащих народного хозяйства. В предгорных и равнинных районах женский труд использовался на промышленных предприятиях, а также в сфере бытового обслуживания. Большинство женщин трудилось в сферах, которые в Дагестане стали считаться сугубо женскими: здравоохранение, просвещение, культура, общественное питание, торговля. Доля женщин занятых в строительстве, транспорте, материально-техническом снабжении и заготовках была минимальной, так как эти сферы производства считались мужскими. Кстати, к мужским специальностям относились именно те, что требовали определенных знаний и навыков работы с машинами, электронным оборудованием, станками. К примеру, работницы инженерно-технических специальностей в промышленности с 1965 по 1985 гг. составляли наименьшую долю – 27%, а женщины-рабочие – наибольшую – 68%. В сельской местности работницы выполняли значительную часть немеханизированных сельскохозяйственных работ. К примеру, 87% рабочих по овощеводству, выполнявших работу вручную, составляли женщины.
Наиболее востребован был труд женщин в животноводстве, особенно при выращивании крупного рогатого скота, там, где требовался ручной труд: доярки, скотницы составляли 92%, телятницы – 74%, рабочие по птицеводству – 98%. А механизированные сельскохозяйственные работы, на комбайнах, тракторах выполнялись мужчинами. Женщины- водители также были большой редкостью. Некую аварку Айшат, которая в начале 70-х годов ХХ в. устроилась водителем такси в г. Махачкала, помнят до сих пор. На транспортных предприятиях женщины работали в основном диспетчерами, контролерами, кондукторами в автобусах, проводницами в поездах.
Повсеместно, где требовался малоквалифицированный и ручной труд, на вредных производствах также работали женщины. Как только происходило резкое обновление техники и ручной труд вытесняли автоматы, станки, совершенствовались условия труда, повышалась его производительность, увеличивались заработки, складывалась тенденция к вытеснению женщин с многих рабочих мест и замене их мужчинами.
Любопытны данные и о выполнении мужчинами и женщинами руководящей и квалифицированной работы. Однако, надо подчеркнуть, что более трети (39%) руководящих работников определенного направления (нормировщицы, инженеры-нормировщицы, инженеры, экономисты, плановики, статисты) были женщинами, но руководителями самостоятельных предприятий и их заместителями, как правило, были мужчины. Следует отметить, что чем выше был статус должности и сложнее обязанности, тем меньше там было женщин.
90-е годы ХХ века ознаменовались новыми испытаниями, распался СССР, произошла смена общественно-экономической формации, закрывались фабрики и заводы, распадались колхозы, вместо них создавались кооперативы, частные предприятия, фермерские хозяйства, стремительно развивался челночный бизнес. Необходимо отметить, что наибольшую активность в новых экономических условиях повсеместно проявили именно женщины. Необходимо отметить, что новые экономические условия создали равные возможности для мужчин и женщин в реализации трудового и материального потенциала. Некоторые женские черты, в том числе инстинкт материнства – необходимость кормить семью, позволил перешагнуть им психологические барьеры, возникавшие во время смены занятий, проще и спокойнее. Произошла нивелировка многих стереотипов, исчезли штампы и запреты. Жизнь заставила пересмотреть и переосмыслить традиционные установки, в том числе и взгляд на гендерное разделение труда. Многие профессии, считавшиеся мужскими, стали осваиваться женщинами. Таким образом, грани между мужскими и женскими профессиями постепенно стали стираться, на рынке труда появились специальности унисекс, и для некоторых женщин стали довольно привлекательны занятия, которые еще до недавнего времени считались мужскими, такие как полицейский, спасатель МЧС, военный.
Сегодня женщины успешно возглавляют фермерские хозяйства, которыми не так давно руководили мужчины, ездят на сезонные работы в соседние республики (сбор лука, бахчевых культур), что в Дагестане считалось исконно мужским занятием.
Женщины, имеющие высшее образование и высокую квалификацию, устраиваются на работу по специальности в крупных мегаполисах. Активно занимавшиеся челночным бизнесом, торгуя товарами, самостоятельно привезенными как из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Пятигорск), так и из-за ее пределов (Турции, Италии, Франции, Баку, Средней Азии), открыли магазины и бутики, по продаже брендовой одежды, где работают наемные продавцы. В новых экономических условиях женщины содержат свои мини-пекарни, кондитерские цеха и магазины по продаже сдобной выпечки, полуфабрикатов, ателье, кафе и рестораны, аптеки, салоны красоты, лечебно-оздоровительные комплексы. Ежегодно дагестанские бизнес-вумен принимают участие во всероссийском конкурсе деловых женщин «Успех». Сегодня в Махачкале можно встретить женщин, занимающихся частным извозом, то, что всегда считалось мужским делом. В наше время женщины-водители троллейбусов и городского такси явление вполне обычное. Многие горожане, вызывая такси, просят, чтобы за рулем была именно женщина. Как правило, такое такси заказывают для отправки детей в школу, в детский сад, в спортивную секцию и т.д. Нередко такое такси вызывают мужчины, когда не могут отвезти жену по ее делам (на рынок, в салон красоты, на работу, к родителям и т.п.).
Однако, крупный бизнес, по-прежнему, остается в руках мужчин – это крупные строительные фирмы, банки, производственные предприятия.
В настоящее время Дагестане женщины активно занимаются политикой, 7 женщин являются депутатами Народного Собрания республики, 4 женщины возглавляют министерства, 17 женщин занимают должности заместителей глав районных и городских администраций, а также большое количество женщин – руководителей региональных организаций и ведомств.
Мужчины, также начали осваивать новые сферы и успешно заниматься самореализацией в областях, которые до недавнего времени считались исключительно женскими. В 90-е годы ХХ века мужчины, продающие женское белье и одежду на стихийно возникших рынках, учитывая традиционные представления и стереотипы, первоначально вызывали определенный культурный шок. Со временем это стало обычным явлением. В Дагестане достаточно семей, материальное благополучие которых сложилось именно таким образом. Современные популярные мужские профессии достаточно необычны, при этом достойное место среди них занимают не специальности для активного физического труда, а творческие профессии. Так, например, в некоторых салонах красоты в качестве парикмахеров, визажистов работают мужчины. В Дагестане мужчины, особенно горские евреи, азербайджанцы и лакцы, и в советское время работали в парикмахерских, но они обслуживали только мужчин. Женщина могла быть мужским мастером, но мужчина – женским мастером нет.
Новой для дагестанского мужчины считается и работа дизайнера. Это не всегда дизайн интерьеров, строений, ландшафтов, нередко речь идет о дизайне одежды, в котором мужчинам удалось добиться определенных успехов. Так, одним из лучших дизайнеров мужской одежды на Северном Кавказе считается Шамхал Алиханов. Сегодня Бренд Shamkhal известен не только в Дагестане, но и далеко за его пределами. Ещё в 2007 году Ш. Алиханов был признан одним из самых талантливых дизайнеров мужской одежды на показе Недели Высокой моды в Москве. На сегодняшний день Шамхал Алиханов является единственным в России модельером, работающим исключительно с мужской одеждой. В своем деле его, без преувеличения, можно назвать революционером.
В наше время в Дагестане можно встретить мужчин молодого возраста, которые заняты в модельном бизнесе. В последние годы популярной стала среди мужчин профессия повара, что является для Дагестана абсолютным новшеством. Большая часть ресторанов стремится пополнить штат именно поварами-мужчинами. Мужчины также освоили и совершенно новую для них профессию – официанта. Во многих кафе, ресторанах, барах официантами работают молодые ребята. Существует и целая бригада, именуемая «Тимур и его команда», обслуживающая свадебные торжества. Следует отметить, что этот вид трудовой деятельности не характерен для дагестанцев и где-то идет вразрез с традиционной ментальностью мужчины-горца. Однако, привнесенный гастарбайтерами из соседнего Азербайджана, подкрепленный хорошими «чаевыми», он стал популярен у определенной части дагестанской молодежи. Грани между тем, что могут делать мужчины, а что не позволительно, практически нивелировались, и процесс этот начался в 90-е годы ХХ в. – годы тотальной мужской безработицы.
Несмотря на то, что грани между мужским и женским трудом стираются, все же остались специальности, которые женщинам пока не подвластны, так, например, женщины Дагестана до сих пор не освоили профессию сварщика, плотника, столяра, механика.
Изменения в хозяйственной специализации не могли не сказаться на внутрисемейных отношениях дагестанцев. Если в традиционном обществе главой семьи считался только отец, как добытчик и кормилец семьи, то в нынешних условиях главой семьи он считается номинально, если не его деньги формируют семейный бюджет. Произошла так называемая смена гендерных ролей, если жена зарабатывает больше мужа, то мужчина больше занимается домашними делами, детьми, то, что раньше было им не свойственно. Теперь мужчина и женщина распределяют между собой домашние обязанности, это заключается, например, в том, кто заберет детей из детского сада, школы, кто пойдет на родительского собрание, кто сделает необходимые покупки, кто отведет ребенка в поликлинику, в секцию или кружок и т.д.
Существенные изменения произошли и в сознании людей. Современные мужчины и женщины в погоне за личными успехами позабыли о своем главном предназначении – продолжении рода, через создание семьи. В последние десятилетия в дагестанском обществе наметилась тенденция к созданию семьи в очень позднем, по традиционным представлениям, возрасте, или вообще к безбрачию. Увеличилась численность никогда не состоявших в браке мужчин и женщин. Так, согласно ВПН за 2010 год по РД на 1000 человек населения мужчин в возрасте 16 и более лет «никогда не состоявших в браке» было отмечено 295 чел., женщин – 212. Если брать в целом по СКФО, то доля мужчин и женщин в возрасте 16 лет и старше никогда не состоявших в браке выше, чем в среднем по стране (29,7% мужчин и 21,2% женщин против 25,2% мужчин и 17,0% женщин соответственно).
Одной из причин такой статистики является рост женской эмансипации и феминизации. В конце ХХ века брак для женщин оказался менее привлекательным, чем для мужчин. Изменилось и само отношение женщин к мужчинам, они стали предъявлять к ним более высокие требования. Чем независимей, успешней, обеспеченней становится женщина, тем больше требований она предъявляет к мужчине находящемуся рядом. В ее понимании он должен быть ответственным, порядочным, сильным, преуспевающим, наделенным исключительной жаждой к созиданию, с сильнейшей мотивацией на успех, хорошо образованным и ухоженным. Это не ново в целом, как писал И.С. Кон: «…социально эмансипированные и образованные женщины предъявляют к мужчинам повышенные требования психологического характера, которые многим мужчинам трудно удовлетворить. Это способствует развитию у мужчин более сложных и тонких форм саморефлексии, расшатывая образ монолитного мужского «Я»», но для дагестанского общества, весьма разнообразного по ментальности, кажется завышенным требованием.
Другой причиной нежелания вступать в брак и иметь детей является, хоть и минимальная, по остаточному принципу, социальная защищенность мужчин и женщин. «Государство благосостояния», или «социальное государство», взявшее на себя ответственность за социальное обеспечение своих граждан, создало ситуацию, когда у людей отпала экономическая заинтересованность в родственниках, детях, близких людях, что привело к увеличению одиночек (single) в обществе и изменению демографического мышления.
С другой стороны, появилась категория молодых женщин, которые стремятся нигде не работать, стать содержанками или так называемыми «вторыми женами» успешных, чаще всего немолодых мужчин, материальные возможности которых позволяют вести праздный образ жизни. Чтобы закрепить свой статус «второй жены», женщина заводит ребенка от этого мужчины. И удивительно, что к этому явлению в современном дагестанском обществе индифферентное отношение. В последние годы многие жены успешных и материально обеспеченных мужчин предпочитают переходить в ранг домохозяек, особенно после рождения детей, несмотря на то, что большинство из них имеет дипломы, в том числе о высшем образовании. Для такой категории женщин диплом является своеобразным «парашютом» на всякий непредвиденный случай.
К сожалению, с каждым годом увеличивается и число разводов, так только в 2013 г. в РД было зарегистрировано 4 186 разводов, неутешительна статистика и за 2014 г., только за январь текущего года зафиксирован 431 развод, в 2016 году показатель разводов – свыше 1 тысячи, что составило 30% от зарегистрированных браков и т.д. Только в Махачкале с начала 2018 года 230 пар расторгли отношения, это соответствует 30 % от количества заключаемых браков. По данным Дагстата, всего в январе – феврале в республике было заключено 1038 браков, а развелись 359 пар. В Махачкале с начала этого года, по данным управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС), зарегистрировано 720 браков и 230 разводов. Итак, соотношение количества разводов к количеству заключаемых браков составляет почти 30 %, тогда как, по словам специалистов, 10 лет назад эта цифра составляла 20 %.
Таким образом, на протяжении всего ХХ в. и особенно в начале ХХI века, на фоне глобальных социально-экономических и ментальных перемен, в обществе произошли гендерные изменения в сфере профессиональной занятости и в сознании народов Дагестана, что не могло не отразиться на их семейном положении, внутрисемейных отношениях, хозяйственной специализации, а точнее на гендерном разделении труда и гендерной стратификации.
Авторы:Гимбатова М.Б. — д.и.н., в.н.с. ИИАЭ ДНЦ РАН
Мусаева М.К. — к.и.н., ИИАЭ ДНЦ РАН

Предыдущий
Следующий

Ответить

Ваш email не будет опубликован Обязательное поле для заполнения *

*